«Мы уже пошли в лизинг для физлиц, у нас есть «подписка» — это долгосрочная аренда авто с полным обслуживанием. Сейчас рассматриваем финансирование беспилотных авто и электрических зарядных станций. Но здесь исходим, скорее, из того, что это перспективное направление, хотим стоять у истоков формирования этой отрасли», — рассказал в интервью «Коммерсанту» генеральный директор «ВТБ Лизинга» Антон Мусатов.

По данным Национального рейтингового агентства (НРА), на которые ссылается «Коммерсант», доля лизинга в ВВП страны (отношение объемов нового лизингового бизнеса к величине ВВП) составила по итогам 2022 года 1,6% против 1,7% в 2021. При этом, как отмечает Мусатов, доля МСП в российском ВВП составляет около 22% — более 6 млн компаний, из которых лизингом пользуются около 3%. «Потенциал для развития и роста проникновения лизинга в ВВП нашей страны есть, и России под силу нарастить проникновение до 3–5% в ВВП в среднесрочной перспективе», — говорит Мусатов.

Однако, отмечает управляющий директор НРА Сергей Гришунин, в ближайшие годы развитие лизинговой отрасли будет сдерживаться дефицитом предметов лизинга из-за санкционных ограничений и разрывом логистических связей. «Лизинговая отрасль встроена в финансовую и экономическую систему каждой страны. Будучи только одним из возможных инструментов финансирования для бизнеса, лизинг вынужден конкурировать с другими механизмами»,— подчеркивает замдиректора группы рейтингов финансовых институтов АКРА Сурен Асатуров. 

И все же на фоне сокращения собственных инвестиционных возможностей бизнеса спрос на лизинг, учитывая его более высокую доступность в сравнении с кредитом, стал расти, рассказали «Коммерсанту» в «Интерлизинге». Проникновению лизинга, по словам Мусатова, могли бы помочь и программы поддержки: субсидирование техники и оборудования для добывающей, строительной промышленности, а также создание специальных условий для физических лиц и льготные ставки для малого бизнеса. Что касается лизинга для граждан, изменяется и психология потребления: «Если раньше факторами успеха и благосостояния было владение домом, автомобилем и другими благами, то сегодня на первый план выходит потребительская мобильность. Людям становится важнее, чтобы дом, авто или актив были в нужном месте и в нужное время», — пояснил Мусатов.