Количество выпущенных банковских карт по итогам первого квартала 2023 года составило 11,45 млн карт, увеличившись по сравнению с последним кварталом 2022 года на 2,9%. При этом их число для физических лиц увеличилось на 11,3 млн (2,9%), для юридических — 129 тысяч (1,85%), следует из статистического бюллетеня Банка России.

Однако число активно используемых карт (по которым в течение квартала проводилась хотя бы одна операция) уменьшилось на 7,66 млн (3%). У физических лиц оно сократилось на 7,39 млн (2,9%), у юридических — на 269 тысяч (9,8%). Объем операций с использованием карт (снятие наличных, оплата товаров и услуг и другие) уменьшился в январе-марте 2023 года по сравнению с концом 2022 на 5 трлн рублей (11,9%).

Последний раз такое резкое снижение активности по банковским картам наблюдалось во втором квартале 2020 года: тогда на фоне пандемии и карантина количество активных карт сократилось на 4,67 млн (2,37%), а объем операций упал более чем на 1 трлн рублей (4,3%).

Как объясняет старший проектный лидер команды исследований рынка дебетовых и кредитных карт Frank RG Анна Стогниенко, одна из важных причин такого резкого снижения активности по банковским картам в этом году — эффект высокой базы в четвертом квартале 2022 года. Он складывается из совокупности нескольких факторов: во-первых, в первом полугодии 2022 года было много неопределенности, ограничений и технических проблем в использовании банковских карт — и этот отложенный спрос реализовался в четвертом квартале 2022 года. Во-вторых, в октябре-декабре 2022 года в России выпускали много карт «на всякий случай».

Например, выпуск карты [китайской платежной системы] UnionPay платный. Клиент заплатил за выпуск этой карты — она считается активной, потому что по ней прошла операция оплаты. В следующем квартале человек мог эту карту не использовать, потому что оформлял ее на всякий случай, а она не пригодилась, и она стала неактивной.

Анна Стогниенко из Frank RG

Во-вторых, четвертый квартал традиционно отмечается большим количеством сезонных акционных предложений банков по картам, которые приводят к росту клиентской активности.  После «высокой базы» в конце 2022 года, которая была обусловлена отложенным спросом и ростом эмиссии дополнительных карт, в первом квартале могло наступить закономерное «охлаждение» активности, считает Стогниенко. 

Также вполне возможно, что снижение числа активных карт — начало нового тренда, который заключается в рациональном пользовании картами и снижении количества активных карт в расчете на одного занятого (экономически активного) человека.