ВТБ практически завершил вторую допэмиссию в этому году. Госбанк ждет оплаты акций, выкупленных по преимущественному праву, до 8 июня, рассказал зампред правления банка Дмитрий Пьянов. За счет этого размещения капитал банка пополнится еще на 94 млрд рублей.

Как ВТБ решал проблемы с капиталом

В 2023 году ВТБ планировал провести две допэмиссии акций. В марте группа завершила «государственную» докапитализацию на сумму 149 млрд рублей. Она была размещена в адрес Росимущества и Минфина. Государство оплатило допэмиссию в капитал госбанка акциями крымского РНКБ (он присоединяется к группе, но сохранит юрлицо) и конвертацией субординированного депозита на 100 млрд рублей, полученного из ФНБ в 2014 году.

На июнь ВТБ планировал размещение акций уже по открытой подписке, диапазон которой определял достаточно широко — 50-120 млрд рублей. Таким образом, за счет двух размещений ВТБ намеревался привлечь в капитал более 243 млрд рублей. Однако из комментариев Пьянова следует, что такая солидная инъекция может и не повлиять на показатель достаточности капитала, хотя решит вопрос с потребностью банка в капитале на этот и следующий год.

«Не давать возможности шортить»

Комбинированное участие в капитале банка государства и частных инвесторов помогало ВТБ гарантировать нынешнему акционеру сохранение контроля. После первой допэмиссия доля Росимущества выросла с 60,9% до 76,4%, а по итогам второй — вновь опустится до 61,8%.

В конце мая зампред правления ВТБ Дмитрий Пьянов говорил журналистам, что в предстоящем размещении по открытой подписке будет принимать участие российский институциональный инвестор. Однако открытая подписка позволяла принять участие всем желающим, в том числе и частным инвесторам.

По итогам размещения Пьянов указал, что банк собирал заявки через брокеров, однако без раскрытия диапазона цены, чтобы «не давать возможности шортить». По его словам банк сознательно выбрал такую стратегию, ориентируясь на низкую волатильность акций, пожертвовав частью спроса на бумаги. А между тем, цена размещения предполагала дисконт к котировкам акций почти в 15%. Однако для второго SPO цена акции была дороже, чем в рамках «государственной» допэмиссии:  0,018225 рубля за одну штуку против 0,017085 рубля.

Опрошенные Frank Media брокеры предпочли не комментировать допэмиссию ВТБ. Некоторые брокеры предлагали акции госбанка лишь нынешним его акционерам. Представитель «БКС Мир инвестиций» указал, что сбор заявок по телефону не нашел особого интереса среди клиентов.

Таинственный акционер

Впрочем, допэмиссия состоялась и без спроса со стороны граждан. ВТБ изначально рассчитывал на участие якорного институционального инвестора, или группы инвесторов, объединенных в одну группу.

Однако нового крупного акционера банк не намерен раскрывать и по итогам допэмиссии. Из слов Пьянова следует, что у банка в условиях санкционного давления есть право не публиковать эту информацию и он ею воспользуется. Таким образом, ни название, ни доля нового акционера, ни его представительство в наблюдательном совете госбанка не ясны.

Как определили Frank Media, таким инвестором могли стать негосударственные пенсионные фонды (НПФ), входящие в группу Газпромбанка (ГПБ). В частности, акции ВТБ могли быть выкуплены на деньги НПФ через компанию «Пенсионный холдинг», принадлежащую Анатолию Гавриленко, которая может направить на эти цели до 30 млрд рублей.

Таким образом впервые публичная компания, чьи акции входят в первый котировальный список, не раскроет имя крупного инвестора. До сих пор ВТБ таких участников раскрывал, тем более, что это подогревало интерес к его бумагам. Среди его инвесторов во время SPO в 2013 году были крупнейшие суверенные фонды мира из Катара и Норвегии.