Аналитики кредитного рейтингового агентства «Эксперт РА» прогнозируют, что к концу 2023 года объем рынка замещающих облигаций достигнет порядка $22-32 млрд. Такой рост станет возможным в первую очередь благодаря указу президента об обязательном размещении замещающих бондов. На текущий момент объем рынка замещающих облигаций составляет $14 млрд, а еще в декабре 2022 года он был равен $6,6 млрд, говорится обзоре агентства «Рынок замещающих облигаций получил импульс к росту». 

«Эксперт РА» считает, что интерес к замещающим бондам будет не только со стороны текущих держателей еврооблигаций российских эмитентов, но и со стороны новых потенциальных инвесторов на вторичном рынке. Этому могут способствовать повышенные уровни доходностей на замещающие облигации относительно локальных бумаг, высокий уровень кредитоспособности основных потенциальных эмитентов, ограниченность доступа к ценным бумагам с привязкой к иностранной валюте на долговом рынке.

По состоянию на май 2023 года крупнейшим эмитентом замещающих бондов выступает «Газпром капитал», на выпуски которого приходится порядка 84% рынка, отмечает «Эксперт РА». Сейчас сектор сформирован эмитентами высокого кредитного качества – около 97% объемов облигаций в обращении приходится на эмитентов с рейтингами категории ruAA — ruAAA по национальной шкале.

По расчётам агентства, прошедшие сделки с замещающими облигациями сумели заместить порядка 48% от первоначальных объемов еврооблигаций. «При реализации сценария дальнейшего замещения еврооблигаций такими темпами объем рынка замещающих облигаций может увеличиться ещё на $17 млрд — до $31 млрд, то есть более чем вдвое по сравнению с $14 млрд по состоянию на май 2023 года», — отмечают аналитики. Однако здесь сохраняется неопределённость в отношении фактической доли российских держателей в еврооблигациях, а также числа эмитентов, которым может быть позволено не размещать замещающие облигации.

На текущий момент все свои еврооблигации заместили «Газпром Капитал», «Лукойл», ММК,«Металлоинвест», «Совкомфлот», «Борец Капитал». Однако без учёта секьюритизированных ценных бумаг и структурных финансовых продуктов объем еврооблигаций в обращении, доступных к замещению, «Эксперт РА» оценивает на уровне около $37 млрд. Так, около 46% бумаг в обращении приходятся на пять эмитентов: РЖД, МКБ, ГТЛК, ВТБ и Альфа-банк.  


Указ президента вступил в силу с 22 мая 2023 года. В соотвествии с ним российским эмитентам еврооблигаций необходимо обеспечивать исполнение обязательств перед держателями этих ценных бумаг путем размещения замещающих облигаций до 1 января 2024 года. Указ распространяется на еврооблигации, по которым права держателей учитываются отечественными депозитариями. Параметры замещающих бумаг должны быть аналогичны еврооблигациям по сроку погашения, размеру дохода, календарю купонных выплат и номинальной стоимости. До этого у эмитентов был выбор в способах исполнения обязательств — эмитенты могли выпускать замещающие облигации или же проводить раздельные платежи в НРД, в западную инфраструктуру. Теперь же размещение замещающих облигаций становится обязательным. Однако указом также предусмотрено право на исключение из обязанности размещать замещающие облигации при согласовании с правительством.


Несмотря на привязку платежей по этим инструментам к иностранной валюте, доходности локальных и замещающих облигаций находятся на сопоставимых уровнях, что беспрецедентно для российского долгового рынка, если сравнивать спреды по доходностям долларовых и рублёвых долговых инструментов в нормальных рыночных условиях, отмечают в агентстве. Если в декабре 2022 года спреды между доходностями облигаций эмитентов с рейтингами ruAA- и выше и доходностями замещающих облигаций составляли порядка 220 б.п., то к концу мая спреды между ними сузились до 10 б.п. 

В 2023 году аналитики агентства ожидают нормализацию спредов по доходностям между локальными и замещающими бумагами в силу действия сильных фундаментальных факторов для стимулирования спроса на эти бумаги. Речь идет о низком кредитном риске эмитентов замещающих облигаций с точки зрения уровней кредитного рейтинга; дефиците альтернативных способов инвестирования в активы, номинированные в «твёрдых» валютах; повышенные уровни доходностей.