Негативное влияние санкций на ряд отраслей потребовало проведения банками масштабных реструктуризаций в 2022 году. Каждый пятый реструктурированный с марта 2022 года кредит юридического лица был реструктурирован повторно, а около 2% ссуд были реструктурированы пять раз и более, но роста дефолтов не наблюдается, говорится в «Обзоре финансовой стабильности» ЦБ. Многие банки заранее сформировали большой объем резервов под возможные потери. В целом показатели качества
корпоративного кредитного портфеля остаются стабильными.

В первой половине 2022 года (за исключением апреля) реструктуризации в основном предоставлялись по кредитам, по которым просрочка отсутствовала или не превышала 60 дней, но с сентября банки начали реструктурировать кредиты, просроченные на более длительные сроки. На 1 апреля 2023 года 1,3% объема реструктурированных кредитов имели просрочку более 90 дней, большинство из них нарастили ее после ранее проведенной реструктуризации. Чем больше времени проходит с момента реструктуризации кредита, тем выше средний уровень резервирования банками.

При этом доля «плохих» ссуд юрлиц остается небольшой как по крупным компаниям (4,7%), так и по кредитам МСП (7,3%). «Улучшение качества носит технический характер и происходит за счет предоставления новых кредитов, а не улучшения качества ранее предоставленных. Вместе с тем постепенно проявляются проблемы с обслуживанием долга отдельных заемщиков, которые были временно купированы реструктуризациями», — отмечает ЦБ.

В частности, в первом квартале 2023 года начала расти просрочка по кредитам сырьевым и строительным компаниям. Банки, как правило, резервируют данные кредиты без применения регуляторных послаблений. Доля кредитов, реструктурированных с 1 марта 2022 года, прекратила расти – часть старых кредитов амортизировалась, а новые реструктуризации уже не росли повышенными темпами (с ноября 2022 года по март 2023 года доля реструктурированных кредитов составила около 25%).