Около 50% компаний в прошлом году столкнулись с проблемами при продлении лицензий на зарубежное программное обеспечение (ПО), пишут «Ведомости» со ссылкой на отчет исследовательского центра A2:Research, опросившего 1200 предпринимателей и топ-менеджеров из сфер ритейла, производства, транспорта, телекома, IT в апреле 2023 года. При этом около трети предпринимателей пожаловались на проблемы с техподдержкой (32%) и оплатой обслуживания (31%), а каждый десятый – на отсутствие стабильной работы иностранного ПО.

Зарубежные производители могли удаленно блокировать работу своих устройств и ПО, рассказал директор по стратегии и развитию технологий Axiom JDK Роман Карпов. Так, по его словам, если бы Национальная система платежных карт (НСПК) не перевела заранее платежную систему «Мир» с Oracle Java на российскую Java, то трансакции Visa и Mastercard, ушедших из России, невозможно было бы обслуживать в стране.

При этом наибольшие проблемы, хотя и коснулись косвенно всех клиентов, возникли с ПО, используемым на объектах критической информационной инфраструктуры (КИИ), отмечает заместитель гендиректора по развитию бизнеса «Рексофта» Дмитрий Ретюнский. Как рассказал руководитель предпродажной поддержки «Лаборатории Касперского» Евгений Бударин, российские компании оперативно искали замену ПО, выделяли дополнительные средства, что в целом увеличило финансовую нагрузку.

Клиенты также часто сталкивались с трудностями с выбором программы для корпоративных коммуникаций, голосовых вызовов и общения по видеосвязи, привел пример IT-директор логистической компании ПЭК Александр Майер. По его словам, функционал отечественных систем все еще не может заменить популярные иностранные платформы: российские сервисы ограничивают количество участников видеоконференции до 100 человек, через них невозможно сделать звонок на мобильные и городские номера телефонов, отечественные программы сложно интегрировать в коммуникации с другими внешними сервисами. Однако разработчики отечественного ПО сейчас предлагают возможность кастомизации: они готовы адаптировать функционал под потребности конкретного заказчика, считает управляющий партнер Novo BI Евгений Непейвода.