В течение 10 лет от 65% до 80% малых и средних банков могут исчезнуть с российского рынка из-за конкуренции с крупными кредитными организациями. Это следует из исследования консалтинговой компании «Яков и партнеры», с которым ознакомились «Ведомости».

По оценкам аналитиков, среднестатистический клиент имеет договоры по банковским продуктам минимум в 2,5 кредитных организациях. Крупные игроки на рынке будут повышать лояльность клиентов за счет повышения качества обслуживания и внедрения цифровых технологий — малые и средние банки не смогут оставаться конкурентоспособными. Кроме того, авторы доклада считают, что крупные банки будут расширять региональное присутствие — это приведет к поглощению или вытеснению с рынка локальных игроков.

Аналитики «Яков и партнеры» предполагают, что в ближайшие годы банковский сектор столкнется еще с несколькими серьезными проблемами. Так, внедрение цифрового рубля может привести к оттоку средств из коммерческих банков и, как следствие, потере комиссионных доходов от платежей, поскольку эта форма нацвалюты будет храниться в Центробанке. Кроме того, в 2022 году банки крупных российских маркетплейсов («Яндекс Маркет», «Wildberries», «Ozon») выпустили дебетовые карты — если они вызовут большой спрос у клиентов, то «классические» банки, по оценкам аналитиков, могут потерять из-за этого 20-50 млрд рублей.

Наибольшим рискам подвержены банки, для которых характерны высокая концентрация кредитного портфеля на одного заемщика и слабое покрытие операционных расходов комиссионными доходами, пишет Forbes со ссылкой на авторов доклада. Чтобы избежать убытков и сохранить позиции на рынке, а в перспективе дополнительно зарабатывать 300-400 млрд рублей в год, этим банкам необходимо улучшить свои бизнес-модели. Аналитики предлагают кредитным организациям несколько мер для повышения транзакционной активности клиентов и диверсификации кредитного портфеля:

  • пересмотреть классические методы деятельности, ориентированные на продукты, в пользу «клиентоцентричных»;
  • начать повсеместно применять инструменты продвинутой клиентской аналитики для рисковых и безрисковых продуктов;
  • преобразовать клиентские пути для услуг, внедрить новые метрики;
  • создать продвинутые системы CRM и дэшборды, которые формируют всесторонний портрет клиента («360 градусов»).