• Capgemini выпустила отчет о развитии open banking
  • Банки и финтех-компании по-разному смотрят на партнерство, монетизацию и риски в создании экосистем
  • Большинство банков обеспокоены вопросом приватности данных клиентов
Фото: pxhere

Capgemini опубликовала отчет о развитии финтеха World Fintech Report. Эксперты рассказали о перспективе сотрудничества банков и финтех-компаний, возможных рисках и вызовах в построении открытого банкинга.

Детали. Эксперты полагают, что индустрия финансовых сервисов входит в новую фазу — «Open X». В ней участники рынка будут анализировать данные и создавать общий маркетплейс, что позволит лучше отвечать потребностям клиентов.

Чтобы перейти к новой фазе развития, банкам необходимо сделать приоритетом клиентский опыт, признать анализ данных критически значимым, сотрудничать с экосистемами и делиться доступом к данным с другими участниками рынка.

Самым важным элементом «Open X» станут API (программный интерфейс). 89% банков, опрошенных Capgemini, уже используют API, чтобы сотрудничать с финтех-компаниями, а 66% делятся API с проверенными партнерами. Еще 27% планируют начать делать это в 2020 году. Стандартизация API очень важна для сокращения количества случаев мошенничества и повышения уровня совместимости систем.

Банки должны переключиться с прямой монетизации API-моделей на непрямую, где доход не привязан к отдельной транзакции. Это поможет получать дополнительный доход через небанковский бизнес и новые каналы дистрибуции, что улучшит клиентский опыт.

Взгляды банков и финтех-компаний на монетизацию API различаются. Так, 70% опрошенных Capgemini финтех-компаний поддерживают модель распределения доходов, среди банков согласных меньше — 59,5% респондентов. Бесплатный доступ к API одобряют 55% финтех-компаний и 45,7% банков. Что касается непрямой монетизации, то 35% финтех-компаний выступают за продвижение бренда, 45% — за дополнительный бизнес и 40% говорят о важности данных. У банков показатели – 21,6%, 35,3% и 44,8% соответственно.

Какие риски. «Open X» нуждается в открытых системах с простым механизмом обмена информацией и «бесшовной» интеграцией сервисов. Согласно данным отчета Capgemini, компании видят ряд рисков: безопасность данных и приватность клиентов могут быть под угрозой, а любая утечка в этой области означает штрафы и потерю доверия клиентов. Банки же могут испытывать давление со стороны регулятора. Кроме того, банкам и финтех-компаниям сложно взаимодействовать из-за различий в бизнес-культуре.

О безопасности данных и приватности клиентов волнуются по 75,9% банков и половине финтех-компаний, о потере контроля над данными клиентов – 62,9% и 37,5% соответственно.

Финтех-компании больше обеспокоены совместимостью своих систем: 70% финтех-компаний отмечают барьеры в процессах и разницу в организационной культуре, в то время как среди банков на эти риски указали 51,7% и 65,5% соответственно. Регуляторного давления больше опасаются банки – 62,1% респондентов против 35% опрошенных финтех-компаний.

Для успешного перехода к «Open X» необходимо находить правильный баланс между сотрудниками – техническими экспертами и экспертами в бизнесе. Кроме того, нужны достаточные инвестиции и выбор правильной модели инвестирования, которая будет приносить доход. Необходимы также подходящая бизнес-модель и надежные технологии.

И банки, и финтех-компании испытывают трудности в поиске подходящего партнера в построении открытого банкинга. Так, только 26% банков и 43% финтех-компаний отмечают, что нашли приемлемый вариант.

Новые роли. В «Open X» добавятся три новые роли – производитель, организатор и агрегатор. Место производителя займут компании с большими производственными мощностями, но без налаженной дистрибьютерской сети. Агрегаторы будут отвечать за дистрибьюцию и помогать производителям быстро выйти на рынок. Организаторы выступят связующим звеном между производителями и агрегаторами.

Кроме того, останутся и компании-интеграторы, которые объединяют в себе все три роли. Им может быть тяжело конкурировать с более быстрыми и технологичными компаниями в «Open X». Однако, они могут использовать свои уникальные навыки и сильные стороны.

Зачем вам об этом знать. Открытый банкинг и экосистемы — популярный тренд в банковском бизнесе. В России уже несколько банков строят свои экосистемы, среди них Сбербанк, ВТБ и Тинькофф. Отчет Capgemini показывает, каким банки видят будущее экосистем, а также их опасения, связанные с построением открытого банкинга.