Российские банки обратились в Министерство обороны и Банк России с просьбой предоставить им доступ к новому электронному реестру военнобязанных и дополнительному реестру направленных повесток. Об этом говорится в письмах Национального совета финансового рынка (НСФР) в Минобороны и ЦБ, с которыми ознакомились в РБК. Ассоциация также планирует направить обращение в Минцифры, которое отвечает за создание реестра воинского учета.

В середине апреля 2023 года в России приняли закон, который вводит понятие электронных повесток и закрепляет правовую основу для создания единого электронного реестра военнобязанных. Согласно закону, гражданин обязан явиться в военкомат в течение 20 дней после получения повестки. Если этого не происходит, то на призывника накладывают ограничения, в том числе невозможность получать кредиты и займы.

Как говорится в письме НСФР, российские банки не получили доступа к реестру, в котором могут проверить, получил ли потенциальный заемщик электронную повестку. По словам председателя ассоциации Андрея Емелина, кредитные организации обеспокоены не только отсутствием доступа к реестру, но и тем, как корректно отказывать в кредитах призывникам. Сейчас банки и МФО не обязаны объяснять клиентам причины отказа по кредитным заявкам, но, как говорит Емелин, после появления реестра и вступления в силу ограничений количество жалоб возрастет, поэтому банкам нужно понимать, на что ссылаться при отказе в кредите.

Помимо доступа к реестру и информации о направленных повестках, НСФР просит Минобороны и ЦБ разъяснить, как действовать банкам, если на момент подачи заявки повестки еще не было, а в день заключения договора заемщик уже числится в реестре военнобязанных. Емелин предполагает, что в таком случае кредитные организации будут обязаны отказать клиенту на финальной стадии.