Чистая прибыль БМ-Банка, входящего в группу ВТБ, составила 16,9 млрд рублей в 2022 году, увеличившись на 40%, следует из его отчетности по РСБУ, на которую ссылается «Коммерсант». Хотя в 2019-2020 годах прибыль и превышала 20 млрд рублей, результат банка все же говорит о росте на фоне значительных убытков материнского ВТБ (756,8 млрд рублей по РСБУ, по МСФО — 612,6 млрд).

  • Положительному результату способствовало значительное снижение отчислений в резервы: менее 2,2 млрд рублей против 41,8 млрд в 2021 году. Банковский эксперт Алексей Нечаев считает, что такой подход к формированию резервов мог быть обусловлен использованием послаблений ЦБ. Управляющий директор «Эксперт РА» Юрий Беликов также указывает на специфику портфеля самого банка: «Портфель кредитов предприятиям и так ранее был сильно зарезервирован, по большей части состоял из старых проблемных активов, минимально оборачивался». По его словам, учитывая высокую стоимость его обесценения в предыдущие годы, «дополнительно обесцениваться там, вероятно, было нечему».
  • Благоприятно сказался также рост доходов от размещения средств в других банках. Они принесли почти 30 млрд рублей процентных доходов. Однако чистые доходы БМ-банка составили только 6,9 млрд рублей (против убыточного 2021 года). Алексей Нечаев также подчеркивает, что в предыдущие годы высокая доля дохода приходилась на «прочие операционные доходы», однако в этом году они резко снизились (в 1,7 раза — до 36,7 млрд рублей). 

Ранее составлявшие треть активов БМ-банка финансовые вложения в прошлом году сократились до нуля, когда еще в начале года портфель оценивался в 138 млрд рублей. По мнению Алексея Нечаева, входившие в него долговые инструменты были либо погашены, либо проданы, но «последнее менее вероятно». При этом на сравнимую величину (на 151 млрд рублей, почти до 400 млрд) выросла ссудная задолженность. Нечаев допускает, что ликвидность, которую высвободило сокращение портфеля облигаций, БМ-банк направил или на приобретение ссуд у кредитных организаций из группы ВТБ, или на кредитование ее заемщиков, чтобы разгрузить балансы участников группы. В ВТБ отметили, что изменения в отчетности БМ-банка, на которые обратил внимание в «Коммерсанте», стали следствием «внутригрупповых трансакций, которые не оказывают влияния на деятельность группы в целом».