Российские власти могли бы подталкивать российские компании с государственным владением к привлечению средств на фондовом рынке, считает первый зампред ЦБ РФ Владимир Чистюхин. Такое мнение он высказал в интервью «Интерфаксу».

«Так сложилось, что значимая часть нашей экономики — это компании с госучастием, и государство как акционер играет серьезную роль в принятии ими стратегических решений. Может быть, имеет смысл подумать и стимулировать их к дополнительному размещению на рынке вместо того, чтобы привлекать средства из бюджета», — сказал Чистюхин. У государства как акционера есть рычаги воздействия в виде директив, напомнил он.

По его словам, сейчас средний free float российских компаний ниже зарубежных аналогов, его увеличение дало бы серьезный инвестиционный ресурс, а для эмитентов с госучастием обеспечило бы привлечение средств без задействования бюджета.

«Давайте посмотрим, какой объем акций обращается на бирже у крупных российских компаний. В среднем сегодня это порядка 32%, а если брать от компании к компании — у кого-то 10%, кто-то вообще практически ничего не выпустил на рынок. За рубежом иная ситуация. Там обращается порядка 50-80%. Самые базовые расчеты показали, что, если наши компании поднимут долю акций в обращении в среднем хотя бы на 3 процентных пункта — до 35%, это позволит привлечь более 3 трлн рублей. А если доля акций в обращении дойдет до 50%, это будет почти 7 трлн рублей», — сказал в интервью Владимир Чистюхин. Он добавил, что «акционер может обсудить этот вопрос, и направить компанию на финансовый рынок за привлечением капитала».

В конце апреля 2023 года о целесообразности начать приватизацию некоторых пакетов крупных компаний заявил глава ВТБ Андрей Костин. По мнению банкира, необходимо «не упустить момент и дать возможность разместиться частному капиталу», в противном случае «капитал начнет утекать, например, в Китай». Костин отмечал, что приватизация в России может проходить в разной форме – в форме приватизации неконтрольных пакетов крупных компаний, развитии государственно-частного партнерства, а также в виде приватизации «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК).