Банк России считает законопроект о регулировании финансовых групп и холдингов важным элементом финансового надзора, поэтому планирует вернуться к нему в конце 2023 года или в начале 2024 года, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на зампреда ЦБ Владимира Чистюхина.

«Те наилучшие практики, которые сегодня сформулированы в банковском законодательстве и, самое главное, в банковском надзоре — взгляд на банк не как на отдельную единицу, а фактически как на часть группы связанных лиц, и оценка банка на консолидированной основе с аффилированными с ним лицами — являются очень важным элементом качественного надзора. Нам точно то же самое надо внедрить и в отношении некредитных финансовых организаций: страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов, профессиональных участников рынка ценных бумаг», — пояснил он.

Также он отметил, что законопроект был отложен по причине того, что в 2022 года и начале 2023 года перед участниками рынка стояли другие первоочередные задачи.

Зампред ЦБ отметил, что при внедрении изменений, предусмотренных данным документом, будет создан переходный период продолжительностью в несколько лет.

«Это похоже на внедрение аналога Solvency II для страховых компаний. Процесс был растянут на пять или шесть лет: новые требования внедрялись шаг за шагом. Я думаю, здесь точно так же будет некий гибкий механизм», — рассказал Чистюхин.

ЦБ начал заявлять о пересмотре концепции надзора за финансовыми холдингами ещё в 2018 году. При этом законопроект, согласно которому были введены понятия «финансовой группы» и «финансового холдинга» для объединений с участием некредитных финансовых организаций (НФО), был внесен в парламент а сентябре 2021 года. Однако в декабре этого же года он был отозван.

Данный законопроект предусматривал общие правила по вопросу деятельности финансовых групп и холдингув, включая обязанность уведомлять ЦБ об образовании финансовой группы и холдинга, раскрывать информацию о деятельности такого объединения, составлять и представлять регулятору отчетность. Также предлагалосьь ввести нормативы по достаточности капитала, а также требования к системам управления рисками и капиталом и внутреннего контроля.