Возросший спрос на золото в Китае и опасения, связанные с устойчивостью американских банков, подталкивают цены на золото к историческому максимуму, пишет Financial Times.

По данным издания, 4 мая торги фьючерсами на золото на бирже Comex достигли рекордного уровня в $2072, а спотовая цена золота, по данным Refinitiv, приблизилась на несколько центов к историческому максимуму в $2072,5.

«Золотой бум» начался в ноябре 2022 года, когда центральные банки разных стран купили в общей сложности 1087 тонн золота. «Незападные учреждения расхватали желтый металл, чтобы уравновесить свою зависимость от доллара США после того, как Вашингтон использовал доллар в своих санкциях против Москвы», — пишет издание. По данным квартального отчета Всемирного совета по золоту, скупка золота центральными банками продолжилась и в 2023 году: в первом квартале они приобрели рекордные 228 тонн драгметалла.

В Китае спрос на золото подстегнула отмена политики нулевых котировок, после чего население начало активно скупать ювелирные изделия, слитки и монеты.

По мнению Джона Рида, главного рыночного стратега WGC, дальнейший рост золота будет зависеть от того, увидят ли инвесторы признаки усугубления банковского кризиса, политики Федеральной резервной системы США (ФРС) и ослабления доллара. Аналитик считает, что золото, безусловно «достигнет исторического максимума», однако «вопрос в том, сможет ли оно пойти дальше и стать инструментом широкомасштабных финансовых инвестиций».

В 2022 году биржевые фонды, обеспеченные золотом, пострадали от оттока средств, поскольку инвесторов привлекли более высокие процентные ставки по облигациям, напоминает FT. Отток, продолжавшийся почти 11 месяцев, прекратился в марте, когда начался банковский кризис. В результате этих факторов спрос на золото, включая внебиржевую активность, вырос на 1% по сравнению с прошлым годом и составил в первом квартале 1 174 тонны.

По данным издания, значительные объемы покупки золота центральными банками во второй половине прошлого года пришлись на тайных покупателей, которые не сообщали о покупках в МВФ. «Многие подозревают, что это были китайские, российские и ближневосточные компании», — пишет FT. В первом квартале этого года объем тайных покупок составил 110-120 тонн, во втором полугодии 2022 года этот показатель составил 500-580 тонн. «Снижение объема тайных закупок в первом квартале, скорее всего, было вызвано тем, что Народный банк Китая теперь сообщает о своих закупках», — объясняет Джон Рид.