Банк России пятый раз подряд не изменил значение ключевой ставки и оставил ее на уровне 7,5%, следует из релиза регулятора по итогам заседания совета директоров 28 апреля. В феврале 2022 года ЦБ поднял значение показателя до 20%, позже плавно снижал его и к сентябрю остановился на отметке в 7,5% годовых. С этого момента регулятор ставку так и не повышал.

Банк России дал новый сигнал по ДКП: «в условиях постепенного увеличения текущего инфляционного давления Банк России на ближайших заседаниях будет оценивать целесообразность повышения ключевой ставки для стабилизации инфляции вблизи 4% в 2024 году и далее».  

ЦБ об инфляции

Годовая инфляция в марте составила 3,5% и 2,5% к 24 апреля, значительно снизившись после 11% в феврале под влиянием эффекта высокой базы. Темпы прироста цен увеличились с конца прошлого года и составили около 4% в пересчете на год. Увеличение текущих темпов прироста цен, как отмечает регулятор, сдерживалось рядом факторов: с одной стороны, продолжилась адаптация российской экономики к внешним торговым и финансовым ограничениям; с другой стороны, уровень запасов по ряду товарных групп был высоким, а динамика потребительского спроса — умеренной. На этом фоне произошедшее с конца 2022 года ослабление рубля пока слабо проявилось в динамике цен.

Инфляционные ожидания населения и ценовые ожидания предприятий сохраняются на повышенном уровне, подчеркивает Банк России. При этом в апреле инфляционные ожидания снизились, а ценовые ожидания — повысились. С начала 2023 года особенно снизились ценовые ожидания в сельском хозяйстве, но выросли в розничной и оптовой торговле. Инфляционные ожидания профессиональных аналитиков на среднесрочную перспективу установлены вблизи 4%.

Как полагает ЦБ, в ближайшие месяцы показатель годовой инфляции будет оставаться ниже 4% под влиянием эффекта высокой базы прошлого года. При этом во второй половине 2023 года он будет расти по мере выхода из его расчета низких значений месячных приростов цен лета прошлого года и увеличения с умеренных уровней устойчивого инфляционного давления. Согласно базовому сценарию, годовая инфляция составит 4,5–6,5% в 2023 году, в 2024 вернется к 4%, а далее будет находиться вблизи 4%.

ЦБ об условиях кредитования

Денежно-кредитные условия остаются нейтральными. Регулятор отметил, что кредитная активность, в целом оставалась высокой, прежде всего в корпоративном сегменте. ЦБ вновь отмечает рост в ипотечном сегменте и потребкредитовании.

И хотя население и компании увеличивали средства на счетах и депозитах, ЦБ впервые отмечает смену потребительских настроений. «В целом улучшение потребительских настроений, оживление потребительского кредитования сигнализируют о начале постепенного снижения склонности населения к сбережению с повышенных значений», — пишет регулятор.

ЦБ об экономической активности

Как отмечает регулятор, экономическая активность растет быстрее, чем это предполагалось в прогнозе в феврале: «Это отражает как увеличение внутреннего спроса, так и продолжающиеся процессы адаптации российской экономики». Несмотря на сохраняющиеся сложности со стороны внешних условий улучшению деловых настроений способствует расширение внутреннего спроса.

Банк России вновь обращает внимание на состояние рынка труда, которое «на текущем этапе» в значительной мере ограничивает возможности расширения производства: «Безработица вновь обновила исторический минимум. На фоне последствий частичной мобилизации и продолжающегося роста спроса предприятий на труд во многих отраслях усиливается нехватка рабочей силы». Из-за этого, по мнению ЦБ, рост производительности труда может отставать от увеличения реальных заработных плат.

«В условиях перестройки экономики продолжается изменение структуры совокупного спроса. Потребительский спрос продолжает восстанавливаться, но пока остается умеренным. При этом в целом продолжает возрастать вклад бюджетной политики в расширение совокупного спроса, в том числе за счет расширения государственных инвестиций», — отмечается в сообщении регулятора.

Банк России с учетом изменения в динамике экономической активности и продолжающейся структурной перестройки экономики поменял прогноз по росту ВВП: в 2023 году он будет находиться на уровне 0,5-2%, а в 2024 году – 0,5-2,5%. «Это означает, что к концу 2024 года российская экономика достигнет уровня конца 2021 года», — отмечает ЦБ. В 2025 году, по прогнозу регулятора, ВВП продолжит расти темпом 1,5–2,5%.

ЦБ об инфляционных рисках

Банк России снова видит, что на среднесрочном горизонте баланс рисков смещен в сторону проинфляционных.

В частности, значимые проинфляционные риски связаны с влиянием геополитической напряженности на условия внешней торговли: «Усиление внешних торговых и финансовых ограничений может дополнительно ослабить спрос на товары российского экспорта и иметь проинфляционное влияние через динамику валютного курса». Кроме того, по мнению регулятора, усложнение производственных и логистических цепочек или финансовых расчетов в результате внешних ограничений может привести как к удорожанию импорта, так и к усилению ограничений на стороне предложения в российской экономике. Ухудшение перспектив роста мировой экономики на фоне нестабильности на финансовых рынках развитых стран также может иметь значимый краткосрочный проинфляционный эффект.

В своем базовом сценарии ЦБ исходит из принятых решениях «по среднесрочной траектории расходов федерального бюджета и бюджетной системы в целом». Поэтому, как отмечается в релизе, в случае дополнительного расширения бюджетного дефицита проинфляционные риски возрастут. Тогда может понадобиться жесткая денежно-кредитная политика для возвращения инфляции к цели в 2024 году и ее поддержания вблизи 4% в дальнейшем.

«Сохраняются проинфляционные риски со стороны рынка труда. Значительная нехватка рабочей силы в отдельных отраслях может привести к отставанию роста производительности труда от роста реальных заработных плат», — вновь обращает внимание Банк России.

Другим проинфляционным риском являются «высокие и незаякоренные инфляционные ожидания, особенно чувствительные к курсовым колебаниям»: «В этих условиях продолжающийся рост наиболее ликвидных активов в структуре сбережений населения может создать предпосылки для более быстрой активизации потребительского спроса в будущем».

Как и прежде, регулятор видит среди дезинфляционных рисков для базового сценария сохранение высокой склонности населения к сбережению в условиях общей неопределенности, а также длительности привыкания населения к новой структуре предложения на потребительских рынках. «Рост премии за риск в доходностях облигаций и кредитных ставках может дополнительно ужесточить денежно-кредитные условия, сдерживая кредитную активность в экономике», — отмечается в сообщении Банка России. Дезинфляционное влияние, по мнению ЦБ, может оказать и более быстрая адаптация экономики, которая в том числе будет сопровождаться активным восстановлением импорта.