Доля держателей евробондов Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) через Национальный расчетный депозитарий (НРД) и подчиненные депозитарии выросла за прошлый год на $200 млн, превысив $1,6 млрд, и продолжает увеличиваться, рассказал в интервью «Коммерсанту» первый заместитель генерального директора ГТЛК Михаил Кадочников. При этом, как отметил Кадочников, это произошло за счет внебиржевых сделок, что «вызывает вопросы», так как приобрести бумаги в европейской структуре, а затем перевести их в российскую сейчас невозможно из-за санкций.

Доли инвесторов, чье владение осуществляется через НРД, к концу 2022 года были распределены следующим образом: на физических лиц приходилось 25% размещенных еврооблигаций, на банки — 19%, депозитарные компании — 15%, корпоративных инвесторов — 11%, инвестиционные компании — 11%, страховые компании — 10%, управляющие компании — 8%, нерезидентов — 1%.

По словам Михаила Кадочникова, платежи по бумагам, учитываемым в российской инфраструктуре, сейчас невозможны, потому что, во-первых, «схема выпусков предполагает выплату купонов и погашение облигаций через платежного агента», а «иные способы расчета с инвесторами являются грубым нарушением эмиссионной документации».

«Во-вторых, после выхода указа №430 эмитентам было рекомендовано произвести выплаты в пользу российских инвесторов путем замещения или разделения потоков платежей. У GTLK Europe (эмитент еврооблигаций. – FM) была устойчивая, обособленная финансовая модель, которая не предусматривала обслуживание выплат за счет материнской компании», — заявил топ-менеджер. Он также отметил, что источник обслуживания евробондов ГТЛК «остался за рубежом, и средств на счетах GTLK Europe сегодня достаточно, чтобы обслуживать евробонды, но они заблокированы».

«В случае замещения или при выборе иной схемы выплаты по еврооблигациям у материнской компании сформируется пассив, против которого в российском периметре нет актива. Это может привести к существенным негативным последствиям и разбалансировке финансовой модели госкомпании, что скажется на интересах локальных кредиторов и держателей локальных облигаций, а также наших партнерах и клиентах», — добавил Михаил Кадочников.

«С прошлого года мы активно работаем в зарубежном периметре и прикладываем максимальные усилия, чтобы разблокировать счета, получить необходимые лицензии и начать выплаты нашим инвесторам», — напомнил Кадочников. При этом он подчеркнул, что ГТЛК уже получила все лицензии от регулятора Ирландии на выплату купонов по облигациям, компания уже подала заявку на лицензию Минфина США и ждет решения. «Нам бы пригодилась активная позиция инвесторов, которые могли бы создать дополнительное давление на зарубежные регуляторы», — подчеркнул он.

В российском контуре ГТЛК работает совместно с Банком России и профильными ведомствами над корректировкой указа №430. Среди предложений компании: не допустить упомянутого расширения периметра учитываемых в российской инфраструктуре еврооблигаций, а также формирование источника обслуживания и погашения долга.

Как рассказал Кадочников, ситуация ГТЛК отличается от стандартной для рынка тем, что привлеченные средства направлялись на «реальный, автономный и прибыльный бизнес»: транспортные проекты за рубежом. При этом в большинстве случаев, по его словам, российские компании создавали такие «кошельки», чтобы обслуживать российский бизнес, все денежные потоки и активы у них оставались внутри страны. С введением санкций ГТЛК же оказалась в ситуации, когда источник погашения долговых обязательств остался за границей.