Около 68% компаний планирует увеличить долю внешних исполнителей уже в ближайший год, подсчитала платформа для работы с внештатными исполнителями Qugo. 

Согласно исследованию, в каждой третьей компании в России (32%) доля внештатного персонала составляет до 20% от общего числа работников. Для 28% компаний внешние исполнители составляют 71-95%. Большая доля (больше 50%) внешних исполнителей чаще всего встречается на микропредприятиях. 

Чаще всего внешние исполнители представлены самозанятыми – в 40% компаний (маркетинг, ритейл, строительство) их число  составляет 71-100% от общего числа внештатников. 24% компаний отмечают, что доля самозанятых составляет больше половины – 51-70%. Меньше половины самозанятых в 36% компаний (образование, IT, юриспруденция). Чаще всего в этих сферах в качестве внештатных исполнителей привлекают физлиц без специального налогового статуса по договорам ГПХ и ИП.

Треть компаний (28%) стали пользоваться услугами самозанятых с 2022 года, столько же – с 2021 года. Меньше всего компаний (20%) обратились к услугам самозанятых еще в 2019 году, когда только начался эксперимент с новым налоговым режимом. «Это подтверждает гипотезу о том, что бизнес стал больше доверять сотрудничеству с самозанятыми», — отмечают в компании. 

Среди основных причин, по которым компании обращаются к услугам внештатных исполнителей – снижение издержек на ФОТ (68%), удобство заключения и расторжения договоров (48%), оптимизация бизнес-процессов (48%), работа на проектной основе (28%), доступ к широкой экспертизе (12%) и качество выполнения задач (12%). 

Больше всего на рост числа внештатных сотрудников повлияла пандемия – в качестве основного фактора ее выбрали представители 44% компаний. Санкции и мобилизация повлияли на решение 12% предприятий. Также среди причин, по которым изменилась структура персонала, оказались увеличение оборота, рост компании и проектная необходимость. 

«За последние три года количество внештатных исполнителей увеличилось почти у 70% компаний. Бизнес организует сотрудничество с внештатными исполнителями с помощью одного или совмещая несколько каналов взаимодействия. Среди них на первом месте платформы-агрегаторы: этот вариант наряду с другими ответами выбрали 72% российских компаний. Второй по популярности способ взаимодействия — напрямую, его практикуют 56% компаний. На третьем месте — банковские сервисы (4%). При этом банковские сервисы оказываются наименее удобными/выгодными для организации процесса. 64% предприятий нанимают внештатный персонал только через платформы-агрегаторы, 36% организуют сотрудничество напрямую», — говорится в исследовании.