Фото: Екатерина Невская

Школа Московской биржи провела специальный вебинар с участием приглашенного эксперта на тему особенностей инвестирования для госслужащих и военнослужащих. Мероприятие прошло 13 апреля и было публично анонсировано на сайте Мосбиржи, его запись доступна в личном кабинете участников. С ним ознакомился Frank Media.

Можно ли чиновникам инвестировать

Ведущая вебинара, консультант по инвестициями и финансовому планированию Екатерина Прошенкова, начала вебинар с хорошей новости: никакого запрета инвестировать для госслужащих, военнослужащих и полицейских в настоящее время нет. «Наш вебинар мог бы уложиться в 15 минут, потому что все гораздо проще, чем нам кажется. Есть такая страшная фраза, что госслужащим нельзя инвестировать… На самом деле нет никакого запрета им иметь брокерские счета на российских биржах. Все госслужащие могут это делать, если коротко», — сказала она.

Возможность чиновникам беспрепятственно заниматься инвестированием заложена в законе «О государственной гражданской службе» (в пункте 4 статье 17 — Frank Media). Там есть оговорка, согласно которой «госслужащим нельзя приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход».

«Зачастую эта фраза пугает инвесторов. Но данный запрет действует только в случаях, прямо установленных федеральным законом. Однако такие случаи применительно к госслужащим, включая военнослужащих, не определены. Таким образом, в законодательстве нет прямого запрета на инвестиции в российские ценные бумаги и финансовые инструменты», — сказала Прошенкова.  

Какие ограничения на инвестиции существуют

Ряд ограничений и запретов у госслужащих все-таки есть.

Так, чиновникам запрещено принимать участие в управлении коммерческой организацией, что на практике означает, что принимать участие в собрании акционеров чиновникам нельзя, пояснила ведущая. «Дивиденды получать можно, владеть акциями можно, но принимать участие в собрании акционеров нельзя, поскольку вы там принимаете решение и участвуете в управлении компанией», — сказала она, добавив, что даже в случае проведения такого собрания онлайн, где участие может остаться незамеченным, это может представлять определенный риск. «Важно, что это право акционера, а не обязанность, поэтому такое право реализовывать не стоит», — написал в чате вебинара один из его участников.

Со слов Екатерины Прошенковой, гораздо более опасный момент для некоторых инвесторов-госслужащих может представлять конфликт интересов.

«Под конфликтом интересов в настоящем ФЗ понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, занимающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей».

Статья 10 Федерального закона №273-ФЗ «О противодействии коррупции»

То есть, привела пример ведущая, обычный служащий ЦБ не может владеть акциями Сбербанка или ВТБ, потому что в этом случае у него потенциально может возникнуть конфликт интересов. Что касается косвенной заинтересованности, то ее подробной расшифровки в законе нет, добавила она.

«Я в целом думаю, что если вдруг есть конфликт…на уровне бытовых отношений … Например, кто-то решил всерьез вами заняться и очень внимательно раскопать, нет ли у вас каких-то нарушений, то под косвенной заинтересованностью можно понимать все, что угодно, — объяснила спикер. — То есть вы, например, служащий ЦБ, а ваш родной брат владеет акциями Сбербанка… Теоретически косвенная заинтересованность – понятие очень широкое, и под нее можно подвести все, что угодно».  

У чиновников есть два способа избежать конфликта интересов: передать ценные бумаги или паи фондов в доверительное управление, или продать ценные бумаги, указала Екатерина Прошенкова. Третий способ предложил один из участников вебинара: «При наличии конфликта интересов госслужащий может просто заявить своему руководству о наличии [бумаг — FM] и решение останется за руководством. Если ему разрешат владеть некими акциями, то конфликта интересов уже не будет». Впрочем, последнее предложение не нашло особо отклика у собравшихся. «Они говорят, что вообще ничего нельзя. Поэтому вебинар и смотрю», — прокомментировал предложение другой участник лекции.

Непатриотичные инвестиции

Особое внимание на вебинаре было уделено теме запрета на инвестиции в иностранные инструменты. Екатерина Прошенкова объяснила, что закон запрещает покупать зарубежные ценные бумаги лишь отдельному и очень узкому кругу инвесторов: высшим должностным лицам и лицам, имеющих допуск к сведениям особой важности.

«Не может быть так, чтобы у вас был запрет на покупку таких акций, а вы об этом не знаете», — отметила спикер, добавив, что подобные ограничения всегда проговариваются заранее и отражаются в документах, которые подписываются перед приемом на работу. «Много преувеличенных страхов по поводу инвестирования. Я учительница и мне нельзя покупать иностранные акции. Можно!», — добавила Прошенкова.

Однако, даже если ограничение на покупку иностранных бумаг есть, госслужащему все равно доступен широкий набор инструментов для инвестирования. Среди них она перечисляет:

  • все российские ценные бумаги (акции, облигации), срочные контракты, БПИФы, ПИФы;
  • доверительное управление от российской УК и в российской юрисдикции;
  • валютные вклады в банках, зарегистрированных в РФ;
  • Индивидуальный инвестиционный счет (ИИС);
  • ИСЖ (инвестиционное страхование жизни).

«Палочка-выручалочка»

На последнем продукте ведущая остановилась особенно подробно. По ее словам, ИСЖ – это непростой инструмент и нужен очень немногим инвесторам, но иногда может стать настоящим спасением и «палочкой-выручалочкой». Дело в том, что ИСЖ, в отличие от брокерского счета, не подлежит взысканию, разделу при разводе и не попадает в наследуемое имущество. Кроме того, по нему можно назначить выгодоприобретателя.

Ведущая поделилась историей из личного опыта: «У меня был клиент, у которого был внебрачный ребенок. Основная его семья об этом не знала, и он хотел, чтобы это и дальше оставалось в тайне. Но при этом он хотел позаботиться о ребенке. Выходом для него стал страховой полис ИСЖ, в котором выгодоприобретателем он указал ребенка. При наступлении страхового случая деньги бы получила мать ребенка, а после совершеннолетия – сам ребенок», — рассказала она.

Со слов Екатерины Прошенковой, к ИСЖ могут прибегнуть те госслужащие, которые бы хотели инвестировать в иностранные рынки, потому что юридическая оболчка этого продукта — страховой полис. «Через ИСЖ можно иметь иностранные акции, нарушением это не будет», — отметила она. Ведущая также добавила, что многие вопросы, связанные с российскими и иностранными бумагами, чиновники могут лично обсудить со своим брокером в рамках индивидуального обслуживания.

«Госслужащий – такой же инвестор, он ничем не отличается от обычного. Ему надо формировать портфель, создавать капитал, копить деньги на обучение детей и другие цели, поэтому задачи у него стоят такие же, как и у обычных инвесторов – сделать портфель диверсифицированным, правильно собрать структуру, отвечающую его целям и риск-профилю. Не может же он на одних российских бумагах свой портфель составить! Это очень высокая концентрация риска», — подытожила ведущая семинара.