В течение 2023 года «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК) планирует решить проблемы с выплатами по еврооблигациями, которые возникли на фоне блокировки счетов европейских «дочек» компании, сообщает «РБК Инвестиции» со ссылкой на первого заместителя генерального директора ГТЛК Михаила Кадочникова.

В связи с тем, что российские компании обязаны исполнять свои обязательства перед держателями евробондов, но санкции этому препятствуют, власти России предложили исполнять обязательства путем выпуска замещающих облигаций или же выплачивать доход инвесторов на обособленные счета «Д». Однако Кадочников считает, что данный способ не подходит ГТЛК из-за некоторых особенностей. По его словам, особенность заключается в том, что европейские «дочки» ГТЛК — GTLK Europe Capital и GTLK Europe Designated Activity Company выпускали евробонды и обслуживали долг не зависимо от материнской компании, а также не выводя деньги на счета в России.

«Предложенный механизм предполагает с нашей стороны миграцию пассива или долга с европейской компании на баланс материнской компании без привязки к тому активу и денежному потоку, который останется в Европе. Это может оказать негативные последствия на финансовую модель российской ГТЛК. С учетом того, что на российской материнской компании достаточно задолженностей перед локальными кредиторами — почти 600 млрд рублей, это может повлиять не только на стабильность самой ГТЛК, но и привести к негативным последствиям для транспортной отрасли и финансового сектора», — пояснил Кадочников.

Для решения данной проблемы глава ГТЛК предложил определить дополнительный источник обслуживания и погашения «нового» долга компании. Помимо этого, компания разработала план механизма по обмену бумагами в российской инфраструктуре с целью сохранения периметра инвесторов.

Держатели евробондов ГТЛК уже начали подавать на компанию в суд. Так, управляющая компания «Первая» подала иск на сумму 3,15 млрд рублей. Также среди истцов выступали «Росгосстрах Жизнь» и НС Банк. Помимо этого, группа частных инвесторов уже готовит коллективное заявление в суд на ГТЛК. Частные инвесторы оценили, что с апреля 2022 года по март 2023 года ГТЛК должна была выплатить держателям евробондов около $180 млн.

Начальник аналитического отдела «Риком-Траст» Олег Абелев не согласен с Кадочниковым по вопросу уникальности ситуации компании: и другие российские эмитенты могут попасть в ситуацию, когда европейские счета заблокированы, а собственных средств не хватает, чтобы осуществить выплату. Однако Абелев также и подчеркивает некоторое отличие. «Проблема в том, что для выплат в рублях, либо для выпуска замещающих облигаций необходимо разморозить средства на счетах GTLK Europe. Для этого необходимо решение суда, однако в эмиссионных документах евробондов есть оговорка, что у российских судов нет компетенции рассматривать этот вопрос и рассматривать это дело должны суды в Лондоне. Но в нашей стране местный суд имеет верховенство над международным. И как здесь перенести дело в недружественную юрисдикцию — непонятно», — пояснил он. В свою очередь управляющий директор «Иволга Капитал» Дмитрий Александров считает, что ГТЛК специально задерживает выплаты по евробондам с целью поддержать ликвидность.

ГТЛК закончил 2022 год с убытком в размере более 55 млрд рублей, когда в 2021 году убыток составлял 1 млрд рублей, следует из годовой отчетности компании (составленной по стандартам МСФО). Капитал компании составляет на конец 2022 года составил более 122 млрд рублей, сократившись на 9% за год.

«Ограничительные меры, обусловленные введением санкций ЕС, Великобритании и США привели к невозможности осуществления в срок выплаты купонов по шести выпускам еврооблигаций», — отмечается в отчете.