Аналитики Банка России полагают, что эмитенты облигаций, не выходящие в «первый эшелон», могут столкнуться со сложностями рефинансирования своего публичного долга. «Несмотря на то что в 2022 году на рынке облигаций не происходило массовых дефолтов (по данным Cbonds, объем бумаг, которые должны были быть погашены в 2022 году, но по которым наступил дефолт, составил 21 млрд рублей; в 2021 году – 182 млрд рублей), возросшая стоимость заимствований и снижение спроса на менее качественный долг затрудняют рефинансирование погашаемых выпусков эмитентами более низкого кредитного качества», — говорится в «Обзоре российского финансового сектора и финансовых инструментов» за 2022 год, подготовленном ЦБ.

Как указывается в документе, одной из заметных тенденций прошлого года стал рост размещений облигаций эмитентов высокого кредитного качества или так называемого «первого эшелона». «Помимо традиционного падения спроса на облигации, более низкого кредитного качества в периоды рыночной волатильности, на общем снижении спроса на облигации сказались закрытие корпоративной отчетности, невозможность оценить и спрогнозировать кредитные риски и опасения возможного ухудшения кредитного качества», — отмечают аналитики регулятора. В такой ситуации, по их мнению, инвесторы предпочитали приобретать выпуски более знакомых и понятных им эмитентов, избегая компаний, в кредитном качестве которых они не уверены.

Повышенные спреды к ОФЗ для заемщиков из более низких рейтинговых категорий в прошлом году привели росту стоимости заимствований для них, что дополнительно осложняло размещения таких компаний. «Сроки размещаемых облигаций также зависели от кредитного качества эмитентов. Если эмитенты «первого эшелона» могли позволить себе заимствования на более комфортный по длительности срок (после некоторого снижения сроков размещений в первой половине года позднее сроки стали увеличиваться), то менее качественные эмитенты размещали на более короткие сроки. Это является дополнительным фактором роста риска рефинансирования», — говорится в обзоре. В свою очередь это повышает вероятность реализации кредитного риска для компаний низкого кредитного качества в будущем, резюмируют аналитики.