Изменения структуры российских контрагентов во внешней торговле, а также санкционные ограничения привели к перестройке расчетов в пользу валют «дружественных» стран. При этом контракты часто остаются номинированы в долларах США и евро, что в результате приводит к росту валютных рисков резидентов, следует из обзора финансового сектора и финансовых инструментов Банка России.

«Беспрецедентные санкции и опасения их дальнейшего ужесточения привели к быстрому и значительному изменению страновой структуры внешней торговли в пользу дружественных стран и, соответственно, валютной структуры платежей как за экспорт, так и за импорт», — отмечается в обзоре. При этом валюта платежа часто отличается от валюты контракта: «Рост доли юаня в платежах говорит скорее о переводе расчетов по контрактам в китайскую валюту». В результате валютный риски и российских компаний только возрастают.

  • С одной стороны, у компаний, причем как у экспортеров, так и импортеров, появляется валютный риск по отношению к дружественным валютам при переводе расчетов в эти валюты. Часто валюты дружественных стран являются неконвертируемыми или ограниченно конвертируемыми. Они могут обладать более высокой волатильностью, при этом низкая развитость рынков этих валют не позволяет хеджировать риски. «Кроме того, даже при переводе оплаты за экспорт в валюты дружественных стран ряд контрагентов требует использования доллара США и евро при оплате импорта. Это создает дополнительные сложности при расчетах за импортные товары», — отмечается в обзоре.
  • С другой стороны, компании все еще подвержены риску, связанному с валютами недружественных стран. «Однако возможности по их хеджированию снизились из-за ухода нерезидентов с российского рынка, значительного сжатия рынка ПФИ в этих валютах, а также санкционных ограничений», — поясняют в регуляторе.

«Таким образом, даже при переводе расчетов в валюты дружественных стран полностью уйти от риска токсичных валют не получится, если валютой контрактов остаются во многом доллары США или евро», — резюмируют в ЦБ.