Председатель правления ВТБ Андрея Костина в своей колонке в РБК попытался ответить на вопрос, где государству взять средства для новой модели экономического роста России, опирающейся на внутренние ресурсы. Он назвал возможные три источника: «перезапуск приватизации; более смелое использование на цели развития финансовых резервов и государственного долга; перераспределение бюджетных средств».

Приватизация. По мнению Андрея Костина, «передача госсобственности в частные руки на прозрачных и рыночных условиях — инструмент, уже неоднократно доказавший свою эффективность». При этом топ-менеджер указал, что российский бизнес накопил значительный инвестиционный капитал, о чем свидетельствует «массовое возвращение активов из зарубежных юрисдикций, и огромный интерес российского частного капитала к приобретению западных компаний», которые решили покинуть отечественный рынок.

Среди плюсов приватизации руководитель ВТБ называет «укрепление основ рыночных механизмов», «придание динамики дальнейшему развитию фондового рынка», «формирование новой генерации менеджеров», а также усиление конкуренции, которая является «важным условием здорового функционирования экономики. «Возобновление приватизационной программы не только позволит успешно привлечь в бюджет средства на рыночных условиях, но даст мощный импульс расшивке тех «узких мест», где сегодня особенно важна готовность брать на себя риски, принимать быстрые и нешаблонные решения», — уверен Андрей Костин.

Наращивание госдолга и использование финансовых резервов. Как указывает топ-менеджер, разница между текущим уровнем госдолга (около 17% ВВП) и считающимся «проблемным» порогом (выше 60%) создает огромный запас прочности. «Без существенных рисков для финансовой стабильности отечественная экономика может дополнительно получить порядка 70 трлн рублей», — полагает он. При этом, по его мысли, в размещении государством облигаций федерального займа (ОФЗ) могли бы активную позицию занимать крупнейшие российские банки.

Другим источником средств может стать ликвидные средства Фонда национального благосостояния (ФНБ). Они уже используются для финансирования приоритетных инвестпроектов. «Этот курс необходимо продолжать. Мы слишком долго изымали деньги из экономики. Настало время их возвращать», — настаивает Андрей Костин. По мнению топ-менеджера, наращивание денежной массы не приведет в перспективе к значительным инфляционным рискам. «Очень важно, на какие цели направляется рост денежной массы. Если это проекты инфраструктурного и технологического развития, то инфляционный эффект здесь на порядок меньше, а на длинном горизонте они и вовсе могут иметь дезинфляционный эффект», — отмечает он.

Концентрация бюджетных расходов на приоритетных отраслях. «Распределение бюджетных расходов по принципу «всем сестрам по серьгам» — обоснованная практика в спокойные времена. Для качественного прорыва нужна концентрация ресурсов на главном», — считает Андрей Костин. Он предлагает подойти к следующему циклу планирования бюджета «согласованным пониманием приоритетов финансирования и жестко их придерживаться». При этом сам топ-менеджер считает, что нужно сфокусироваться «на транспорте и логистике, сегменте высоких технологий и обороноспособности при сохранении социальной части».

В прошлом году группа ВТБ под руководством Андрея Костина получила самый масштабный убыток в российском банковском секторе. По РСБУ после налогообложения он составил 756,8 млрд рублей, по МСФО — 612,6 млрд рублей. Банк за год потерял более 30% своего капитала. В начале декабря ВТБ сообщил, что временно приостановил выплаты купона по целому ряду выпусков бессрочных субординированных облигаций. При этом банк объяснил свое решение «укреплением капитальной позиции» и указал, что согласовал это решение с регулятором. В конце года группа, принадлежащая правительству, приобрела у ЦБ банк «ФК Открытие», который до прошлого года, в частности, предлагалось приватизировать. Капитализация ВТБ (учитываются только торгуемые на Мосбирже обыкновенные акции) с начала прошлого года рухнула в 2,5 раза.