Фото: Unsplash.com

Сервисы беспроцентной рассрочки BNPL (Buy now, pay later, или «покупай сейчас, плати потом») постепенно набирают популярность в России. Два года назад на покупки с таким способом оплаты приходилось всего 0,2% в общем объеме электронной коммерции в РФ, а в прошлом году — уже 0,8%. По прогнозам аналитиков Frank RG, подготовивших исследование рынка BNPL в России, в 2024 году доля BNPL в электронной коммерции вырастет более, чем вдвое — до 1,8%. Пока российский рынок не сопоставим с развитыми странами, где на долю BNPL приходится четвертая (Великобритания, Швеция) или пятая (Германия, Норвегия) часть всех онлайн-покупок. Однако россияне оценили достоинства BNPL как способа оплаты и готовы рассматривать его из интереса, удобства и нежелания покупать в кредит.

Почему сервисы BNPL становятся популярными в России

Во-первых, это происходит из-за популяризации электронной коммерции как способа покупки товара или услуги. Электронная коммерция получила импульс в период пандемии, так как позволяла покупателям совершать транзакции, не выходя из дома, что было критично в период локдауна. До пандемии доля электронной коммерции в общем объеме торговли в РФ долгое время не превышала 3%, а к 2020 году достигла 7%. Этот сегмент растет до сих пор. По итогам 2022 года россияне потратили на товары и услуги около 53 трлн рублей, и уже 10% из них пришлось на электронную коммерцию.

Во-вторых, россияне начали осознавать преимущества беспроцентной рассрочки в решении повседневных задач:

  • возможность разбить сумму на равные платежи,
  • отсутствие переплат и процентов при соблюдении базовых условий,
  • быстрота оформления,
  • минимальный объем информации, который предоставляет о себе клиент,
  • отсутствие необходимости подтверждать доход,
  • отсутствие требования о передаче данных в кредитное бюро.

В рамках исследования в феврале 2023 года аналитики Frank RG опросили 1130 респондентов, чтобы оценить реальное проникновение BNPL и клиентский опыт. Четверть опрошенных сообщили, что беспроцентная рассрочка помогает им контролировать свои расходы и планировать бюджет. Треть отметили, что этот способ не требует дополнительных затрат, а пятая часть сообщила о том, что им нравится сама идея оплаты частями. Реально воспользовались сервисом BNPL 6% респондентов.

Кто и зачем берет беспроцентную рассрочку BNPL

Исследование Frank RG показало, что ядром сервисов BNPL являются граждане, которым хватает средств на покупу товаров длительного использования, но затруднительно найти деньги на машину или квартиру. Большая часть из них оформляла беспроцентную рассрочку всего один-два раза. Средний чек их покупки оказался небольшим — чуть выше 7 тысяч рублей. Самыми популярными покупками были бытовая техника, электроника, детские товары, одежда и обувь.

«Как правило, пользователи оформляют BNPL ради интереса и из-за удобства самой модели покупки товара. 35% пользователей BNPL-сервисов считают, что возможность оплаты частями помогает им в планировании бюджета и контроле расходов», – отметила старший проектный лидер Frank RG Анастасия Кудрякова.

Таким образом, беспроцентной рассрочкой пользовались те, кто мог без нее обойтись при покупке товаров невысокой ценовой категории. При соблюдении базовых условий сервисы BNPL позволили клиентам не оформлять кредитные продукты на недорогие покупки и не платить проценты и комиссии при досрочном погашении платежей, что в долгосрочном периоде может способствовать снижению платежной нагрузки в некоторых сегментах покупателей. В сегмент до 30 тысяч рублей сервисы беспроцентной рассрочки встроились, считают аналитики Frank Media. И теперь в добавок к наличным, покупке по дебетовой или кредитной карте, рассрочке от магазина, POS-кредиту, сертификатам и бонусным баллам у граждан появился новый способ оплаты.

Пока рынку кредитных карт и POS-кредитов BNPL не угрожает, однако присутствие сервиса на российском рынке может заставить россиян изменить традиционные модели финансового поведения. «Скорее, те, у кого нет кредитной карты, охотнее оформят BNPL, чем пойдут открывать карту, поскольку сервис не требует идентификации и доступен «здесь и сейчас», а оформление кредитки требует как минимум нескольких часов. Но это, конечно, касается небольших покупок. В перспективе и в идеале мы увидим четкую сегментацию клиентов по доходам и чекам покупок в различных инструментах: самые маленькие — BNPL, затем — кредитки, рассрочка и POS, затем кредиты наличными», — считает старший проектный лидер Frank RG Анна Стогниенко.

Что будет дальше с сервисами BNPL?

Ассоциация компаний интернет-торговли, ожидает 25%-ный рост электронной коммерции в России, на который повлияют инфляционные ожидания населения и приток денег в экономику. Средний чек BNPL вырастет в 2024 году на 6%, а средняя частота покупок в беспроцентную рассрочку вырастет до 4, а доля онлайн-покупателей, которые совершили хотя бы одну покупку, пользуясь BNPL, достигнет 10%, прогнозируют аналитики Frank RG.

ЦБ также присматривается к этому рынку В 2023 -2024 гг. Банк России намерен заняться проработкой подходов и изменениями в законодательство, которые будут регулировать растущий рынок беспроцентной рассрочки: сейчас операторы BNPL под надзор Центробанка не попадают, рассказывал ранее Frank Media представитель регулятора.

ЦБ предлагает сблизить законодательство о потребительском кредитовании и с тем, что регулирует рассрочки, в том числе BNPL. В частности:

  • ввести требования к информированию потребителей и содержанию договора (нужно, чтобы клиенты имели полную информацию об условиях продукта);
  • раскрывать полную стоимость (по аналогии с потребительским кредитом);
  • ограничить размер неустойки за просрочку (в отсутствии платности рассрочки операторы могут устанавливать несоразмерные долгу штрафы);
  • дать возможность покупателю запретить уступку прав требования (чтобы его долг, например, не попал к коллекторам);
  • запретить устанавливать разные цены на товары в BNPL – рассрочку и при оплате наличными (такая практика, например, распространена на первичном рынке жилья).
  • дать возможность в течение «периода охлаждения» отказаться от рассрочки вместе с возвратом товара (по аналогии, например, с рынком страхования);
  • а также в любой момент досрочно выплатить рассрочку по заранее известной процедуре (по аналогии с потребительским кредитом).

Также регулятор настаивает на отправке информации о BNPL в бюро кредитных историй, чтобы они учитывались банками и микрофинансовыми организациями при расчете долговой нагрузки.