Центробанк смоделировал кризис для российских банков на американский манер, чтобы оценить, насколько их капитал чувствителен к росту доходности облигаций, следует из «Обзора рисков финансовых рынков».

В США на протяжении длительного периода низких ставок банки активно скупали значительные объемы долгосрочных облигаций и учитывали их в портфелях AFS (available for sale) и HTM (hold to maturity), пишет ЦБ в обзоре. После ужесточения денежно-кредитных условий отрицательная переоценка стоимости этих ценных бумаг у небольших банков расценивалась как нереализованные убытки и в отличие от крупных банков не отражалась в регуляторном капитале.

Ожидания сохранения низких ставок совместно с легким режимом регулирования небольших банков в США привели к тому, что эти банки перестали уделять должное внимание хеджированию процентного риска и эффективному управлению балансом, резюмирует ЦБ. Федеральная корпорация по страхованию вкладов (FDIC) оценила скрытые убытки банков США более чем в $600 млрд на конец 2022 года.

ЦБ проанализировал влияние отрицательной переоценки портфеля облигаций на достаточность капитала по двум сценариям.

Базовый сценарий. Рост доходностей всех рублевых облигаций в портфелях банковского сектора в среднем на 5 процентных пунктов потенциально приведет к отрицательной переоценке портфелей на 910 млрд рублей. В предположении ЦБ указано, что в этом случае только часть бумаг удерживается до погашения и отражается по балансовой стоимости. «Переоценка портфелей не окажет значимого влияния на банковский сектор в целом, а кроме того не приведет к снижению нормативов достаточности капитала ниже нормативного значения ни у одного из банков». — говорится в комментариях регулятора.

Рисковый сценарий, аналогичный ситуации в США, когда банкам пришлось продавать облигации, которые отражались на счетах до погашения. В этом случае отрицательная переоценка портфелей ценных бумаг в банковской системы составит 1,58 трлн рублей. Но даже при таком развитии событий лишь у восьми банков, на которые приходится 0,62% от активов сектора, один из нормативов достаточности капитала опустится ниже нормативного значения.

В этом случае регулятор готов поддержать банковский сектор необходимой ликвидностью и сможет сделать это за счет уже существующих инструментов поддержки: «которые уже успешно применялись в кризисные периоды 2020 и 2022 годов».

Для России эффекты заражения из-за проблем банков в западных странах существенно ограничены, поскольку российский финансовый рынок в значительной степени изолирован <…>. Но по-прежнему чувствительным для нас каналом влияния является возможное сокращение мировых цен и спроса на товары нашего экспорта в случае мировой рецессии. Вероятность такого сценария в последнее время выросла, но по-прежнему невысока.

Обзор рисков финансовых рисков ЦБ