Аналитическая и консалтинговая компания Frank RG закончила работу над инициативным исследованием «Развитие BNPL-сервисов и возможные пути их эволюции в России на основе анализа локальных трендов и зарубежного опыта» и представляет основные выводы, к которым пришли аналитики.

По оценкам Frank RG, на сегодняшний день рынок BNPL-сервисов в России находится на начальном этапе развития: только 6% россиян, опрошенных онлайн, хотя бы раз пользовались подобным сервисом. При этом, в среднем на покупки с помощью BNPL россияне тратят 7 025 рублей, а доля таких покупок в общем объеме электронной коммерции России в 2022 году составляет не более 1%. По прогнозам аналитиков Frank RG, BNPL-рынок в России к концу 2024 года составит 1,8% рынка электронной коммерции.

Как устроен рынок BNPL-услуг в России

BNPL – это относительно новый для России способ оплаты покупки равными частями (Buy Now Pay Later — «Купи сейчас – плати потом»). Эксперты полагают, что BNPL можно считать новым типом транзакции: поскольку в основе оплаты лежит банковская карта, это больше похоже на отложенный платёж. При этом, такой способ оплаты не считается кредитом или займом: у провайдеров нет взаимодействия с Бюро Кредитных Историй, а при оформлении услуги не требуются паспортные данные и подтверждение доходов.

BNPL-сервис в России предоставляют провайдеры (на момент проведения исследования их насчитывалось пять), не являющиеся кредитными организациями: Долями, Плати Частями, Подели, Яндекс Сплит, Частями от Халва. При этом некоторые финансовые организации используют слова «рассрочка», «BNPL» в описании своих продуктов, которые в действительности являются кредитами или займами. Такие продукты финансовых организаций не являются классическими BNPL-сервисами и предметом исследования.

BNPL-провайдеры действуют на рынке розничных товаров и услуг через партнеров – магазины и маркетплейсы, встраиваясь в клиентский путь в процессе покупки. Эксперты отмечают, что для партнеров подключение оплаты частями расширяет возможности по развитию бизнеса: растет оборачиваемость товаров и повышается средний чек, расширяется клиентская база. В том, что касается клиентов, удобство и информированность об условиях услуг – норма для BNPL-сервисов в России.

Сервисы BNPL характеризует короткий средний срок возврата платежей и отсутствие переплат, что позволяет клиентам не наращивать платежную нагрузку в течение года: долговая нагрузка россиян по BNPL-платежам в сравнении с кредитными выплатами составила менее 1% (0,20%). К тому же, согласно данным исследования, пользователи оформляют услугу по большей части для некрупных покупок – средний чек составил 7 025 рублей.

Емкость рынка BNPL в России

В России рынок BNPL находится на начальной стадии развития, а динамику роста ключевые игроки рынка оценивают как умеренную. По оценкам Frank RG, доля покупок с помощью BNPL в общем объеме электронной коммерции России в 2022 году составила не более 1% (0,8%). На покупательское поведение россиян инструмент также влияет незначительно: согласно результатам опроса, на текущий момент только 6% респондентов пользовались BNPL-сервисами. При этом в странах, где первые BNPL-сервисы появились еще в 2014 году, рынок уже вошел в стадию зрелости и доля BNPL от e-commerce может доходить до четверти всех онлайн-покупок.

По прогнозам Frank RG, доля российского рынка BNPL в общем объеме электронной коммерции к концу 2024 года составит 1,8%.

«BNPL стремительно ворвался на российский рынок в 2022 году, но по нашим оценкам этот инструмент все еще находится на ранней стадии развития. В перспективе 2-3 лет этот способ оплаты может стать прекрасным дополнением традиционных инструментов финансирования покупок, особенно среди молодых поколений в определенных ценовых сегментах»,

– поделилась мнением Анна Стогниенко, старший проектный лидер Frank RG.

Аудитория BNPL в России

Среди тех, кто пользовался или планирует воспользоваться возможностью оплаты частями, преобладают средне и высокодоходные группы граждан. Этот продукт нацелен на аудиторию активных интернет-покупателей, ряды которой пополняются по мере развития e-commerce.

«Как правило, пользователи оформляют BNPL ради интереса и из-за удобства самой модели покупки товара. 35% пользователей BNPL-сервисов считают, что возможность оплаты частями помогает им в планировании бюджета и контроле расходов»,

– отметила старший проектный лидер Frank RG Анастасия Кудрякова, которая курировала данное исследование.

Бытовая техника/электроника, мебель и детские товары – самые популярные категории товаров для покупки в BNPL, согласно опросу пользователей. При этом эксперты считают, что большим потенциалом обладают категории образования и туризма, в частности авиабилеты.

Рынок BNPL в России vs в мире

По темпам роста BNPL-сегмента относительно роста розничной торговли, Россия находится в группе стран с невысокой зрелостью рынка BNPL. Для этих стран характерен поздний и растянутый во времени старт развития BNPL, высокий, реже средний уровень e-commerce в обороте розничной торговли и невысокое проникновение оплаты частями в покупательское поведение населения.

В некоторых странах с начальной стадией развития рынка BNPL, основным стимулом для начала диалога между регулятором и представителями отрасли стал значительный прирост клиентской базы.

Учитывая международный опыт и текущий этап становления отрасли в России, эксперты говорят о необходимости сохранить простоту и удобство сервисов для пользователя, учитывая нишу, которую занимает BNPL на российском рынке розничной торговли.

Методология

Аналитики Frank RG проанализировали результаты экспертных интервью, в которых приняли участие 5 провайдеров BNPL-услуг, из которых 4 провайдера предоставили данные для бенчмарк-исследования. Выводы также строились на панельном онлайн-опросе потребителей этих услуг и изучении опыта развития рынка BNPL в 10 странах.

Полную версию исследования Frank RG «Развитие BNPL-сервисов и возможные пути их эволюции в России на основе анализа локальных трендов и зарубежного опыта» можно заказать здесь.