Банк России последний раз принудительного прекращал работу банка 12 августа 2022 года, когда лицензии лишился Кросна-Банк. Как заметили в РБК, регулятор не делал такую длительную паузу в применении крайней надзорной меры за всю историю современной России — с 1991 года.

В 2022 году на фоне кризиса и санкций ЦБ также реже обычного отзывал лицензии, однако перерыв тогда был короче — с начала февраля по 12 августа, почти семь месяцев. Тогда же регулятор приостановил плановые проверки банков, оставив только внеплановые выезды. ЦБ брал паузу и во время пандемии, тогда она продлилась шесть с половиной месяцев — с 31 января по 14 июля, однако уже во второй половине года регулятор начал систематически сообщать о лишении игроков лицензий.

По закону «О банках и банковской деятельности» ЦБ обязан отозвать лицензию у банка, если он не соблюдает ключевые нормативы по капиталу, фактически утратил собственные средства или не исполняет требования кредиторов на сумму от 100 тысяч рублей более двух недель, отмечает РБК. Регулятор может применить крайнюю меру и если банк предоставляет недостоверную отчетность, проводит операции, на которые не имеет разрешения, или нарушает антиотмывочное законодательство.

Как указывает независимый эксперт Андрей Бархота, ЦБ в первую очередь обращает внимание на то, что именно стало первопричиной резкого ухудшения финансового положения банка. По его словам, в условиях санкций и нестабильного положения населения и бизнеса на первый план вышли:

  • Возросшее давление на капитал с учетом расходов на резервы по кредитам, ставшим проблемными;
  • Негативная переоценка валютных активов и пассивов;
  • Эффекты от заморозки или активов.

«Налицо доминирующая роль резко усложнившейся операционной среды, — поясняет Бархота. — В этих условиях резкие действия регулятора могут расцениваться как избыточные и неоправданные». «Банк России, по-видимому, совершенно оправданно адаптировал надзорную стратегию в новых условиях», — заключает он.