Во вторник 4 апреля банки впервые купили у ЦБ сразу 2,8 млрд юаней за 31,8 млрд рублей с помощью валютного свопа — сделка в таком случае предусматривает обратную операцию через определенное время, пишут «Ведомости» со ссылкой на данные Банка России. Запущенный в январе инструмент ранее не пользовался спросом, впервые же он возник у банков 24 марта, однако тогда они приобрели всего 4,8 млн юаней за 53,4 млн рублей.

После этого валютным свопом пользовались еще четыре раза, отмечает издание. Однако 30, 31 марта и 3 апреля объемы сделок не достигли и 1 млрд юаней, они составили  710 млн, 1,5 млн и 738 млн юаней, соответственно.

Эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Валерий Емельянов предполагает, что банки стали нуждаться в юанях, поэтому они готовы привлекать валюту под любые ставки друг у друга и у Банка России. Емельянов напомнил, что в прошлом году это происходило чаще, когда только «расторговывали» юань. Сейчас картина не типична, юань достаточно ликвиден, проблем с его привлечением не заметно, отмечает эксперт.

С конца декабря 2022 года и в начале января 2023 года в России наблюдался дефицит юаневой ликвидности: ставки по свопам рубль — юань стали отрицательными. Данные Московской биржи показывали, что ставки резко упали 29 декабря и периодически с того момента становились отрицательными. Топ-менеджер крупного банка рассказал Frank Media, что дефицит мог сложиться из-за крупного игрока, которому по каким-то причинам понадобилось в конце года вывести юани на счета в Китай. Один из госбанкиров также отметил, что нехватка юаней могла быть связано с ситуацией в самом Китае, где отмена ковидных ограничений повысила спрос на ликвидность внутри страны.