Количество клиентов российских агентств выросло, по данным ЦБ, всего на 5%, до 757 организаций несмотря на уход с рынка всех иностранных конкурентов, пишет «Коммерсант». Больше всего клиентов пришло к АКРА (показатель вырос на 8%), у «Эксперт РА» «рост незначительный». Банк России отмечал, что в связи с закрытием информации на финансовом рынке и отзывом рейтингов российских компаний агентствами «большой тройки» (S&P, Fitch, Moody`s) рейтинги российских агентств «стали основным общедоступным индикатором кредитного риска», однако к реальному расширению бизнеса это не привело.

Рейтинговый рынок уже два года «в некоторой стагнации», рассказал гендиректор «Бизнесдрома» Павел Самиев. Как отмечает гендиректор АКРА Михаил Сухов, стоимость услуг «имеет тенденцию к росту под влиянием общей инфляции, хотя существенно отстает от ее темпов из-за того, что контракты носят долгосрочный характер». Павел Самиев рассказал, что средний чек на присвоение и обслуживание рейтинга составляет около 1 млн рублей. По оценкам АКРА, годовая выручка российской рейтинговой отрасли составляет в четыре-пять раз меньше, чем у ушедшей с рынка «большой тройки».

По сравнению с другими сферами бизнеса, в которых уход иностранных конкурентов привел к активному росту, «в рейтинговой индустрии этого не произошло», признает источник «Коммерсанта». По его словам, жесткая конкуренция агенств между собой должна стать сигналом для ЦБ и Минфина, а «долгосрочная коммерческая состоятельность рейтинговой индустрии остается под вопросом». Перетягивание клиентов в ситуации, когда отсутствуют новые источники роста, может раскрутить спираль демпинга, опасается собеседник издания. «Главное, не допустить переманивания клиентов «рейтинговым арбитражем», когда рейтинг ставят выше, чем поставил конкурент». По его словам, клиенты «всегда были чувствительны» к такому способу.

Однако участники рынка оптимистичны. В «Эксперт РА» ожидают «небольшого роста выручки» по итогам года, потенциал там прежде всего видят в компаниях, ранее не выходивших на рынок публичного долга, рассказала гендиректор агентства Марина Чекурова.«Видим спрос со стороны новых компаний с начала 2023 года с учетом открывшегося окна размещений в четвертом квартале 2022 года, когда объемы были на максимумах — более 2 трлн рублей за квартал», — подтверждает генеральный директор АКРА Михаил Сухов. Он ждет выхода на рынок нескольких десятков компаний, которые не имели рейтингов по национальной шкале, но работали с «большой тройкой».