Российские компании по-прежнему используют западные страховые компании для страхования более половины танкерного флота, экспортирующего нефть, сообщил Bloomberg.

Согласно данным в системе Equasis, собранным Bloomberg, с начала декабря от 50% до 60% судов, перевозивших российскую нефть, были застрахованы членами Клуба взаимного страхования (P&I club). В данных не указывалось, застрахованы ли суда по каско (hull) или по страхованию грузов (cargo insurance).

P&I — международная ассоциация владельцев и операторов судов, которая предоставляет страхование от гражданской ответственности и другие услуги для судовладельцев, связанных с морским транспортом. Она имеет более 2000 членов по всему миру.

Данные, собранные Bloomberg, коррелируют с подсчетами Центра исследований в области энергетики и чистого воздуха (CREA), который оценил, что страховщики из стран G7 и Европы в феврале обеспечили страховкой почти 60% танкеров, перевозящих российскую нефть. В начале 2022 года доля крупных иностранных страховщиков была близка к 80%.

Ранее страны-участники G7 и их партнеры по Евросоюзу установили предельные цены на нефть. Любая поставка нефти с использованием сервисов, расположенных в этих странах, должна осуществляться по цене ниже $60 за баррель в качестве ограничения доходов страны от экспорта энергоносителей.

«Высокая зависимость России от страхования в странах G7 и Европе для транспортировки нефти означает, что коалиция по ценовому потолку имеет сильный рычаг воздействия», — считает Мери Пукаринен, сотрудник CREA, базирующегося в Хельсинки.

Остальные суда, перевозящие российскую нефть, согласно данным, собранным Bloomberg, застрахованы либо российскими, либо неизвестными страховщиками. Данные о западном страховом покрытии P&I неполные, а запись в системе Equasis не всегда значит, что застрахованный танкер перевозит только сырую нефть, проданную ниже предельной цены.

Согласно правилам ЕС, страховщики должны получить от своих клиентов подтверждение того, что российская нефть, перевозимая на застрахованных танкерах, соответствует предельным ценам. «Считается, что страховщик не нарушил санкции, если он смог доказать, что действовал добросовестно. Кроме того, ЕС не требует от страховщиков регулярно сообщать свои данные властям». — напоминает агентство. Компании, по данным Bloomberg, обязаны хранить свои записи в течение пяти лет только в случае расследований.

Frank Media направили запросы в IG P&I, CREA, Министерство энергетики РФ, а также СПАО «Ингосстрах» и Российскую национальную перестраховочную компанию.