Фото: Unsplash.com

Минфин и МИД России 15 марта предложили приостановить действие соглашений об избежании двойного налогообложения с «недружественными» странами. Это ответная мера на “односторонние экономические ограничительные меры”, которые ввели “западные страны”. Так в совместном релизе объясняют ее необходимость оба министерства. Frank Media разбирались, чем это грозит бизнесу и людям.

Что означает “черный список”?

“Введение ограничительных мер в одностороннем порядке является нарушением норм международного права. Соответственно, у России возникают основания для введения ответных мер”, говорится в сообщении министерств. В качестве примера недружественных действий они приводят включение России в так называемый “черный список” налоговых юрисдикций ЕС в феврале 2023 года.

В феврале Совет ЕС опубликовал обновленный список стран, не сотрудничающих в Евросоюзом в налоговых вопросах. В приложении I [это и есть так называемый “черный список” — FM] были перечислены юрисдикции, которые отказываются от налогового взаимодействия с ЕС. Впервые в их число попала Россия. Ранее страна находилась в приложении II – это перечень “серых” юрисдикций, которые еще ведут реформу налогового законодательства. ЕС был недоволен созданием русских “офшоров” – специальных административных районов с особым режимом налогообложения в Калининградской области и на острове Русский в Приморье.

В формулировке ЕС от 2023 года причины переноса России в черный список – невыполнение обязательств о спецрежимах для международных холдинговых компаний. Второй причиной назван тупик в переговорном процессе с Украиной и ЕС.

На практике попадание в “черный список” означает усиление налогового контроля за сделками с лицами из таких стран, изучение под лупой дохода от источников в этих юрисдикциях, но не является синонимом разрыва деловых связей, говорят опрошенные Frank Media юристы. “Включение РФ в так называемый «черный список» юрисдикций — это скорее вопрос комплаенса. Суть позиции ЕС такова: Россия — страна с высокими рисками, бизнес возможен после очень тщательной проверки”, — объясняет партнер МЭФ Legal Александр Ерасов. Для российских юрлиц и физлиц это действительно выльется в более тщательные проверки и в отдельных случаях может привести к более высокой налоговой нагрузке в ЕС, добавляет партнер мультисемейного офиса ITS WM Игорь Кузнец.

Чем ответит Россия?

В ответ РФ говорит о приостановке действия соглашений об избежании двойного налогообложения (СИДН). Разговор о пересмотре таких соглашений Россия начала еще осенью прошлого года. Тогда замминистра финансов Алексей Сазанов заявил, что РФ выступит с инициативой о денонсации налоговых соглашений с юрисдикциями, которые отказываются от налогового сотрудничества с РФ. К тому времени СИДН с Россией денонсировали лишь Нидерланды (2021 год), а также в одностороннем порядке Украина (2022 год). Латвия в одностороннем порядке его приостановила. Официальные лица ряда стран: Великобритании, США, Германии — заявили о прекращении лишь налогового обмена с РФ. Однако законодательно отказ от налогового обмена оформила лишь Швейцария.

На сайте Минфина сейчас висит список из 84 стран [из 251 существующих государств — FM], с которыми у РФ были заключены такие договоры. По нему значительных изменений по сравнению с прошлым годом нет. С 2023 года вступило в силу прекращение соглашение с Украиной, с 2022 года – вступила в силу денонсация с Нидерландами. Исключение – Латвия. Закон о денонсации СИДН с ней был подписан президентом РФ лишь 28 февраля этого года также в одностороннем порядке.

Фото: Unsplash.com

Что это значит?

Суть СИДН – в снижении налоговой нагрузки для собственных для граждан и компаний, имеющих доходы от зарубежных источников. Также такие договоры определяют порядок решения решения вопросов конфликтной резидентности – ситуаций, когда обе страны считают лицо своим налогоплательщиком. Параллельно это и вопрос борьбы за глобальные инвестиции: бизнес, инвесторы, физлица – иностранцы склонны релоцировать свои капиталы в более благоприятные налоговые режимы или искать источники дохода в таких странах.

Налоги, которые подлежат взаимозачету, стороны прописывают в соглашении. Обычно речь идет о

  • налоге на прибыль или налоге на прирост капитала,
  • налоге на доходы физлиц,
  • ряде имущественных налогов.

Но бывают и необычные кейсы. Например, на Кипре действует специальный сбор на защиту республики (special defence contribution), соглашение между РФ и Кипром распространяется на данный налог, говорит Кузнец.

Приостановка СИДН переносит разговор из плоскости комплаенса в финансовую плоскость. “Ответная мера РФ, вероятно, продиктована в том числе необходимостью наполнения дефицитного бюджета. Фактически РФ увеличивает налоговую нагрузку на широкий круг налогоплательщиков”, — объясняет источник Frank Media, специализирующийся в области международного права.

Кто пострадает?

От инициативы Минфина больше всего пострадают налоговые резиденты РФ — российские граждане и компании, у которых есть доходы за рубежом, а также владельцы КИК и релоканты.

Например, резидент РФ владеет домом в недружественной юрисдикции, который сдает в аренду. Скажем, домом в Испании. Налоговая ставка в Испании для нерезидентов – 24%. “В случае применения СИДН в РФ достаточно задекларировать доход и заявить зачет суммы уплаченного в Испании налога. Без СИДН россиянину придется уплатить НДФЛ со всей суммы дохода от сдачи в аренду испанской недвижимости, т.е. налоговая нагрузка составит не 24%, а 37%”, — говорит партнер FTL Advisers Мария Кукла.

Другой кейс — гражданин РФ более 183 дней проживает в России, но другая страна считает его своим налоговым резидентом. Например, у такого человека есть дом во Франции, и семья его постоянно проживает там, хотя сам он в РФ. В таком случае Франция признает его своим налоговым резидентом. НДФЛ во Франции для него может варьироваться от 11% до 45% в зависимости от дохода. Эту ставку придется приплюсовать к российскому НДФЛ. “СИДН традиционно решали споры конфликтной резидентности, когда стороны по-разному определяют ее. Например, у РФ это 183 дня в стране, а у Франции и Германии — наличие постоянного жилища, в Великобритании — “тест достаточных связей». В таком случае механизма разрешения подобных споров просто не будет”, — сетует Кукла.

Это ударит и по россиянам-релокантам которые работают на российские компании. После потери резидентства им придется заплатить налог два раза – в РФ и за рубежом по месту получения доходов. Депутаты и Минфин уже обещают физлицам-нерезидентам признать доходы от российских компаний доходами от источников в РФ. Тогда вместо нулевой ставки в РФ им придется заплатить 30%.

Кроме того, россияне-владельцы КИК не смогут использовать данные финансовой отчетности своих компаний для целей налогообложения и вынуждены будут проводить полноценный аудит, что, помимо возросшей налоговой нагрузки, приведет и к дополнительным тратам на оплату услуг аудитора.

Для российского бизнеса, получающего доходы за рубежом, это также будет чувствительно, считает Ерасов. Инициатива затронет такие их пассивные доходы, как дивиденды, проценты и лицензионные платежи за право использования объектов интеллектуальной собственности.

Постадать могут даже частные инвесторы с заблокированными активами, если ФНС удастся доказать, что им были зачислены купоны и дивиденды по иностранным ценным бумагам. Отсутствие доступа к этим бумагам и доходу не является основанием для неначисления налога, говорит Кукла.

Наконец, для иностранных компаний, которые остались в РФ и хотят, несмотря на давление материнских компаний, продолжать здесь бизнес, это скорее будет еще одним аргументом прекратить деятельность в России. Например, на рынках РФ еще присутствуют компании из Франции, Японии, Германии, которые, несмотря на текущий контекст, сохраняли стратегические инвестиции в России. «Дивиденды для многих таких инвесторов могли облагаться у источника в России под 5%, теперь же ставка поднимется до общих 15%. Разумеется, это не придаст популярности инвестированию в Россию», — сетует партнер Б1 Марина Белякова.

А вот иностранцы – налоговые нерезиденты РФ ответных санкций на себе не почувствуют, так как многие из них уже покинули российский рынок.

Фото: Unsplash.com

Как это будет?

Общий порядок прекращения и приостановки действия международных договоров установлен в статье 37 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации». По ней для прекращения (в том числе денонсации) действующих соглашений об избежании двойного налогообложений требуется принятие федерального закона, который проходит все традиционные стадии принятия: Госдума, Совфед, президент, рассказывает Ерасов. Механизм прекращения международных соглашений также предусматривается в самих соглашениях. Поэтому, например, сроки прекращения могут варьироваться в зависимости от страны.

А для приостановки таких соглашений предусмотрен иной порядок. Президент издает указ и информирует об этом парламент. В случае отклонения Госдумой проекта такого закона, его действие возобновляется, отмечает Ерасов.

Юридической коллизией действующих СИДН с «недружественными» странами является факт, что ни в одном из них не предусмотрена возможность именно приостановления действия соглашения в одностороннем порядке, исключительно денонсация, обращает внимание юрист практики международного налогового планирования BGP Litigation Линда Куркулите. Например, в ст. 31 СИДН между РФ и Латвией говорилось о том, что соглашение остается в силе до тех пор, пока одна из сторон не прекратит его действие (но речь не идет о приостановлении). “Однако, несмотря на отсутствие юридического основания для приостановления действия, в мае прошлого года Латвия приостановила действие СИДН с РФ, обосновав это политическими причинами”, — добавляет она.

Все собеседники Frank Media говорят о том, что после такого прецедента опираться только на действующие положения договоров не стоит. Каждая из сторон может предложить свои юридические новации.

Аналогично неясно, с какого налогового периода будут действовать новации. Как правило, начало действия нововведений осуществляется со следующего налогового периода, говорит Куркулите. По Налоговому кодексу РФ, нормы, ухудшающие положения налогоплательщиков, не могут вводиться в отношении прошедших и текущих налоговых периодов. Для НДФЛ и налога на прибыль такими периодами является календарный год. То есть, если все пойдет по правилам, речь может идти о 2024 годе. Так, в случае с Нидерландами закон вступил в силу в следующем налоговом периоде. “Остается надеяться, что анонсированные изменения будут введены с учетом этого подхода, чтобы у налогоплательщиков был хоть какой-то переходный период для адаптации к новым реалиям”, — говорит Ерасов. В релизе Минфина отмечено, что указ должен вступить в силу в момент публикации, а приостановка завершится после снятия санкций.

Сейчас в перечне недружественных стран РФ – 49 юрисдикций. Однако по мере усиления санкционного давления он может расширяться. Будет ли приостановка касаться только стран ЕС или всех «недружественных» государств из списка, неясно.

Наработанной практики приостановок СИДН нет. Из денонсаций – одни Нидерланды. “Этот пример не репрезентативен, так как это была достаточно дорогая юрисдикция, и туда стремились попасть лишь крупные бизнесы, например, «Яндекс». Владельцев КИК и физлиц это почти не коснулось. А вот приостановка соглашений с Кипром, Черногорией, Испанией, Италией, Францией, Германией будет гораздо более чувствительным для всех потенциальных жертв”, — говорит Кукла.

Frank Media отправил запрос в Минфин о сроках реализации и других нюансах инициативы. Министерство от дополнительных разъяснений отказалось.

Что делать?

Собеседники Frank Media дали несколько советов по оптимизации налогообложения, которые еще можно провести в 2023 году.

  • Для релокантов – искать источники дохода за рубежом.
  • Для резидентов РФ с глобальными интересами – провести аудит всех связей с разными юрисдикциями.
  • Для российских владельцев бизнесов и КИК – перевести бизнес в дружественные юрисдикции, с которыми возможны улучшения налоговых соглашений.
  • Советов частным инвесторам с замороженными активами и иностранному бизнесу в РФ не смог дать никто.