Индекс потребительских настроений (ИПН) в феврале 2023 года увеличился на 0,8 процентных пункта (п.п) по сравнению с январем 2023 года, что стало максимумом с мая 2018 года, говорится в информационно-аналитическом комментарии Банка России «Инфляционные ожидания и потребительские настроения». В феврале улучшились оценки текущего состояния, входящие в ИПН, ожидания при этом почти не изменились.

  • Граждане стали больше откладывать свободные деньги, а не тратить их на покупки дорогостоящих товаров. Доля таких респондентов за февраль увеличилась до 55,9%, что на 1 процентный пункт больше, чем в январе 2023 года. При этом повышательный тренд этого показателя сохраняется с октября 2022 года, а его текущее значение – максимальное с марта 2021 года.
  • В феврале увеличилась доля граждан, считающих, что сбережения лучше хранить в наличной форме. Она возросла до 34% (рост на 4 п.п. к январю), вернувшись к значению декабря 2022 года.
  • По данным опроса «инФОМ», после трех месяцев снижения в феврале 2023 года инфляционные ожидания возросли и вернулись к уровню ноября 2022 года. Медианная оценка инфляционных ожиданий на ближайшие 12 месяцев составила 12,2% (рост на 0,6 п.п. к январю 2023 года).
  • Индекс текущего состояния в феврале составил 88,4 пункта, прибавив 1,7 п.п. по сравнению с январем этого года. Индекс ожиданий также немного увеличился на 0,1 процентный пункт до 111,3 пункта.

Индекс потребительских настроений (ИПН) — это макроэкономический индикатор (его измерение было начато в 1952 году в США в Мичиганском университете — Consumer Sentiment Index), вычисляемый на данных массовых социологических опросов с целью объяснения и краткосрочного прогнозирования поведения потребителей. Для расчета ИПН используются пять базовых вопросов, отражающих оценки и ожидания населения относительно личного благосостояния, экономического развития страны и ситуации на потребительском рынке. Измеряется в диапазоне от 0 до 200, где 100 – это срединное значение.