Средняя сумма одной операции без согласия физлица-клиента финансовой организации в прошлом году по сравнению с позапрошлым выросла на 29,8%, до 15,3 тысяч рублей, следует из данных Банка России. У юридических лиц этот показатель снизился на 52,3%, до 166,9 тысяч рублей.

«В 2022 году объем операций без согласия клиентов увеличился по сравнению с 2021 годом на 4,29% на фоне активного развития новых дистанционных платежных сервисов и роста объема денежных переводов (+39%, до 1458,6 трлн рублей) с применением электронных средств платежа (платежные карты и иные электронные средства платежа)», — отмечается в «Обзор операций, совершенных без согласия клиентов финансовых организаций». Количество подобных операций в прошлом году снизилось на 15,3%. В 2022 году объем операций без согласия клиентов-физлиц составил 13,4 млрд рублей, а их число – 871,5 тысяч; у юрлиц – 807,7 млн рублей и 4,8 тысяч соответственно.

«Основным инструментом злоумышленников для хищения средств осталось использование приемов и методов социальной инженерии, когда человек под психологическим воздействием добровольно переводит денежные средства или раскрывает банковские сведения, позволяющие злоумышленникам совершить хищение», — указывает регулятор. Доля таких операций по сравнению с 2021 годом выросла на 1 процентный пункт (п.п.) и составила 50,4%.

При атаках с использованием телефонного мошенничества к ранее используемым сценариям звонков злоумышленников, а именно звонков от якобы «специалистов службы безопасности банка», «правоохранительных органов» и «Центрального банка», добавились сценарии, связанные с частичной мобилизацией.

  • В прошлом году было выявлено 129,1 тысяч случаев использования платежных карт (за исключением предоплаченных) без согласия их владельцев-физлиц в банкомате или терминале на общую сумму 1,6 млрд рублей;
  • При оплате товаров и услуг в интернете (CNP-транзакции) — 515,9 тысяч случаев на 2,6 млрд рублей;
  • С использованием дистанционного банковского обслуживания — 226,8 тысяч случаев на 9,2 млрд рублей.

Согласно опросу ЦБ, среднестатистический портрет клиента банка, наиболее уязвимого для обмана, таков:

  • Возраст от 25 до 44 лет;
  • Проживает в городе;
  • Работающий мужчина со средним уровнем дохода и средним образованием;
  • Активно пользуется банковскими онлайн-сервисами.