Лизинговой компании GTLK Europe (дивизион Государственной транспортной лизинговой компании — ГТЛК) удалось продать несколько морских сухогрузов клиентам из Кипра уже после введения санкций, рассказал «Ведомостям» ее гендиректор Роман Лядов. По его словам, корабли были в финансовом лизинге с условием purchase option agreement — клиенты могли выкупить их на любом этапе сделки по зафиксированной цене, чем они и воспользовались, реализовав возможность досрочного выкупа. До введения ограничений флот зарубежных «дочек» компании составлял 38 судов, уточнил Лядов.

По его словам, корабли в основном ходили под флагами Мальты, для продажи требовалось две лицензии: ирландская (компания зарегистрирована на острове) и мальтийская. Согласно договору, который включал purchase option, суда продавались по выкупной цене, которая фиксировалась на каждую первую дату месяца — клиент имел право выкупить корабль за указанную цену, при этом заплатив комиссию за прекращение финлизинга раньше срока.

При этом с выкупом самолетов, по словам Лядова, будет действовать иная схема — не по всем из них у компании заключены договоры финлизинга, уточнил он. «С рядом клиентов подписаны договоры операционной аренды, к тому же не все контракты предусматривают purchase option», — пояснил Лядов «Ведомостям». Однако, как отметил гендиректор, у него есть понимание того, как распорядиться этими активами в дальнейшем.

Сейчас, как рассказал Лядов, в финансовом лизинге у GTLK Europe находится четыре «небольших и недорогих» самолета, проблем с их выкупом он не ждет. Всего 37 самолетов Boeing и Airbus находятся заграницей (большая часть, 90%, в Европе), они частично заблокированы. Лядов не исключает возможность продажи неэксплуатируемых самолетов: «Самолеты, во-первых, стоят не все, во-вторых, они востребованы», — отметил он. По словам Лядова, уже ведутся переговоры о продаже с тремя лизинговыми компаниями, в случае успеха реализовать сделку можно будет в течение нескольких месяцев.

Однако в условиях санкций оценить стоимость самолетов бывает сложно. Так, к некоторым «застрявшим» самолетам сотрудники не могут даже подойти, аэропорты отказывают предоставлять доступ к ним: «Доходит до смешного – мы даже не можем подъехать к месту хранения самолета на транспорте, принадлежащем аэропорту, ведь для них это оказание услуг санкционной компании», — рассказал Лядов. При этом компания может получать информацию от клиентов, которые эксплуатируют самолеты или хотя бы следят за их состоянием, отметил он.