Закон, который дает российским мобилизованным и военнослужащим получать «кредитные каникулы» или вовсе обязывает банки списывать долги погибших военнослужащих в ходе военной операции на Украине, усиливает давление на менеджмент продолжающих работать в России европейских банков Raiffeisen Bank и UniCredit, пишет Reuters.

Критика на эти банки, которые уже год продолжают работать на территории России после начала военных действий на Украине, обрушилась не только со стороны Нацбанка Украины, но и со стороны иностранных инвесторов, которые обеспокоены тем, как это повлияет на их репутацию. Группы Raiffeisen и UniCredit работают в России 20-25 лет и являются единственными иностранными банками в списке системно значимых банков ЦБ (таких кредитных организаций всего 13).

Крупнейший пенсионный фонд Норвегии KLP, являющийся держателем акций обоих банков опасается, что они могут быть использованы для «финансирования военных действий другими способами», сетует представитель KLP Киран Азиз.

Эрик Кристиан Педерсон из Nordea Asset Management, в управлении которой находится более 300 млрд евро ($320 млрд), в том числе и акции UniCredit, также обеспокоен присутствием Raiffeisen и UniCredit в России. Требование, чтобы банки предоставляли солдатам кредитные каникулы, «иллюстрирует опасность работы в юрисдикциях, где компании принуждают к действиям, которые прямо противоречат их корпоративным ценностям», считает он.

«Любая спекуляция на продолжающихся военных действиях неприемлема и не соответствует нашему взгляду на инвестиции», — вторит ему представитель Swedbank Robur, одного из крупнейших инвесторов Скандинавии, добавив, что такой репутационный риск вызывает беспокойство. Swedbank Robur также имеет доли в обоих банках.

Банки в России реструктурировали в общей сложности 167,6 тысяч кредитов для военнослужащих или членов их семей на сумму более 800 млн евро в период с 21 сентября по конец 2022 года, свидетельствуют данные российского ЦБ.

«Райффайзен банк» заявил, что под мораторий попали только 0,2% его российских кредитов, назвав эту сумму «незначительной». У банка в общей сложности почти 9 млрд евро кредитов в России, как физическим, так и юридическим лицам.

UniCredit, в свою очередь, заявил, что «кредитные каникулы» являются «обязательным в соответствии с федеральным законом для всех банков», отказавшись сообщить, какое количество кредитов банку пришлось списать. Итальянский банк добавил, что его бизнес в России ориентирован на компании, а не на частных лиц. 

Ранее о том, что Европейский центральный банк (ЕЦБ) оказывает давление на банки еврозоны с целью ускорить их выход из России, сообщал Financial Times со ссылкой на председателя наблюдательного совета ЕЦБ Андреа Энриа: «Любая возможность для банков выйти из этого бизнеса была бы привлекательной для нас с точки зрения надзора», — говорил он. По словам Энриа, несколько банков еврозоны уже сократили свой трансграничный бизнес с Россией, увеличили резервы на возможные убытки по активам или «отделили свои операции в России от остальной части группы».

Однако окно возможностей для продажи активов сужается, констатирует он, введенные российскими властями меры по отношению к иностранным инвесторам усложнили уход с этого рынка. С 26 октября 2022 года действует указ президента, согласно которому иностранные владельцы из «недружественных» стран не могут совершать сделки по продаже активов в стране без его одобрения. В списке, который был составлен властями — 45 банков.

Группа Raiffeisen Bank International в своем комментарии признавалась, что рассматривает все стратегические возможности будущего российской «дочки» банка. С конца февраля 2022 года российская «дочка» сократила кредитный портфель на 25%. UniCredit также ранее сообщал, что изучает возможности продажи российского бизнеса покупателям из «дружественных» для России стран, несмотря на запрет Минфина.