Четыре банка из первой десятки рассказали «Коммерсанту» об использовании в корпоративном сегменте эскроу-счетов. Подобные программы существуют в Московском кредитном банке (МКБ), Совкомбанке и Сбербанке, в Промсвязьбанке (ПСБ) отметили единичные случаи.

В Сбербанке сообщили о расширении применения счетов эскроу за рамки долевого строительства. «В рамках пилотирования «Сбер» открыл более 230 таких счетов на сумму около 12 млрд рублей, в том числе первые сделки с кредитованием под эскроу вне 214-ФЗ на сумму 1,1 млрд рублей», — рассказали в кредитной организации. В качестве примера сделок с такими счетами в Сбере назвали продажу заложенного актива с гарантией расчетов, закупку с контролем целевого использования и пополнением счета третьей стороной. «Использование инструмента актуально во многих сферах, в том числе при торговом финансировании, исполнении госконтрактов, а также в сделках слияний и поглощений», — отметил руководитель направления по недвижимости корпоративно-инвестиционного бизнеса Совкомбанка Стефан Ясногородский.

При этом механизм кредитования под эскроу включает специальную процентную ставку по кредиту для исполнителя, как это происходит для застройщиков: при размере депозита, равном кредиту, ставка рассчитывается как рыночное значение минус учетная ставка ЦБ. Если размер депозита больше кредита исполнителю — в зависимости от превышения ставка может опускаться до 0,1%, пояснили в Сбербанке.

Такой способ использовать эскроу-счета выгоден как банку, так и самому клиенту, отмечает директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Ксения Якушкина. «В такой схеме банк не несет каких-либо дополнительных рисков, поскольку выступает лишь посредником, при этом он на время получает доступ к бесплатным остаткам на эскроу-счетах. Клиенты же получают защиту от невыполнения их контрагентом условий по договору», — рассказала она «Коммерсанту».

Однако, как пишет издание, большинство основных банков не предлагают эскроу-счета корпоративному сегменту или не афишируют эту практику. Слабое проникновение схемы управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский объясняет тем, что такой вариант не всегда подходит среднему и крупному бизнесу, так как он нуждается в деньгах уже на этапе реализации проекта, особенно когда он выполняется в российских реалиях сложнейших экономических условий. «В случае с корпоративным сегментом партнерам проще договориться, прописывая в соглашениях иные варианты ответственности за невыполнение обязательств», — добавляет он.