Прибыль российского банковского сектора по итогам прошлого года составила 203 млрд рублей (против 2,4 трлн рублей в 2021 году), говорится в обзоре ЦБ «О развитии банковского сектора Российской Федерации в декабре 2022 года». Этот результат был обеспечен декабрьскими показателями кредитных организаций: за месяц банки заработали е 342 млрд рублей прибыли, которая «в том числе» была обеспечена валютной переоценкой от ослабления рубля, указывают аналитики регулятора.

Таким образом, за второе полугодие банки смогли покрыть те убытки в размере 1,5 трлн рублей, которые они получили в первом «в основном от валютной переоценки и производных финансовых инструментов (ПФИ)». Как результат за прошлый год доходность банков на капитал составила 1,8% (в 2021 год — 21,1%).

Рост операционных доходов и резервирования

По итогам 2022 года чистые процентные и комиссионные доходы российских кредитных организаций показали небольшой рост относительно 2021 года – на 2,9 и 5,7% соответственно. Наоборот надавила на прибыльность банков валютная переоценка, которая составила -0,4 трлн рублей (в рамках года на пике она достигала 1 трлн рублей). Резервные отчисления выросли до 2,5 трлн рублей (включая 0,6 трлн руб. корректировок по МСФО 9), что почти в пять раз выше, чем в 2021 году. «В дальнейшем отчисления в резервы могут еще вырасти, но это будет происходить постепенно – не все кредитные потери еще успели вызреть», — указывают аналитики ЦБ.

Корпоративное кредитование растет, потребительское – «тормозит»

За прошлый год корпоративное кредитование выросло на 14,3% (в 2021 году рост был на уровне 11,7%). Аналитики регулятора выделили три фактора, способствовавших такому росту: господдержка кредитования системообразующих предприятий (таких кредитов за 2022 год было выдано на 1,5 трлн рублей); наращивание проектного финансирования жилищного строительства (+2,2 трлн рублей); замещение внешних заимствований и финансирование крупных инвестиционных проектов.

Рост ипотечного портфеля банков за прошлый год составил 20,4% (против 31% в 2021 году). «Росту ипотеки во многом способствовали субсидируемые программы, на ставках по которым временное повышение ключевой ставки Банка России (ЦБ 28 февраля повысил ключевую ставку на 10,5 п.п., до 20% годовых. – FM) отразилось лишь частично», — говорится в обзоре.

Годовой темп роста потребительского кредитования составил всего около 3%, что гораздо ниже результатов 2021 года (20,1%). Как указывают аналитики регулятора, причиной замедление темпов роста стала весенняя «просадка», которая с марта по май суммарно составила -3,7%, а также ) замедление роста осенью «после ужесточения кредитной политики банков в связи с ростом неопределенности и снижением уверенности населения».

Качество кредитного портфеля стабильно

По мнению регулятора, качество кредитного портфеля российских банков значительно не ухудшилось. «Показатели качества большинства категорий кредитов не снизились – бизнес в целом смог оперативно адаптироваться к новым условиям, также помогли высокие цены на энергоносители», — указывают аналитики. За год доля проблемных и безнадежных ссуд в корпоративном портфеле снизилась на 0,6 процентных пункта (п.п.), до 7%. Но произошло это в основном за счет роста портфеля. В ипотеке доля неработающих кредитов оставалась на минимальном уровне в 0,7%, а в сегменте необеспеченных потребительских кредитов – некритично выросла на 1,1 п.п, до 8,8%.

Как указывается в обзоре, «сохранению кредитного качества также способствовали активные реструктуризации» корпоративных кредитов. Так, с марта по ноябрь 2022 года кредитов юридических лиц было реструктурировано на порядка 10 трлн рублей (17% от суммарного корпоративного кредитного портфеля банков). «Большая часть таких реструктуризаций касалась кредитов с плавающими ставками (в рамках закона, предполагающего компенсацию части выпадающих доходов банков) и не была связана с ухудшением кредитного качества», — подчеркивает Банк России.

Реструктуризаций в розничном портфеле, наоборот, было немного – лишь на 420 млрд рублей (2% от розничного портфеля). Это, по мнению регулятора, говорит о сохраняющейся «способности населения обслуживать долги».

Кроме того, аналитики указывают, что на показатели кредитного качества влияют временные регуляторные послабления по резервированию заемщиков, пострадавших из-за санкций. В ЦБ оценивают эффект от них на капитал банков в размере до 1 п.п. (без учета рассрочки по резервированию заблокированных активов). «По мере вызревания проблем и отмены послаблений кредитное качество может ухудшиться и банкам потребуется досоздать резервы», — указывается в обзоре.

Капитал растет быстрее прибыли

За прошлый год балансовый капитал банковского сектора увеличился на незначительные 84 млрд рублей (+0,7%). При этом в декабре наблюдался значительный рост капитала (424, млрд рублей), опередивший прибыль за этот месяц. Произошло это за счет докаптализации в декабре ряда банков на сумму в порядка 92 млрд рублей, а также за счет положительной переоценки ценных бумаг, оцениваемых через прочий совокупный доход (+91 млрд рублей).

«Регулятивный капитал за 11 месяцев 2022 года вырос на 3,1% благодаря учтенному в нем финансовому результату (+0,6 трлн рублей), который превышает чистую прибыль из-за применения рядом кредитных организаций регуляторных послаблений (в том числе по фиксации валютного курса). Кроме того, в регулятивном капитале не учитываются корректировки и переоценки по МСФО 9», — указывается в обзоре.

Хотя рост регулятивного капитала значительно отставал от роста кредитного портфеля (в первую очередь корпоративного ипотеки), показатель достаточности совокупного капитала (Н1.0) даже увеличился за 11 месяцев 2022 года на 0,5 п.п., до 12,8%, указывают аналитики ЦБ. «Это в значительной степени объясняется мерами поддержки, в том числе бессрочными. Так, роспуск накопленного макропруденциального буфера позволил банкам высвободить около 0,9 трлн руб. капитала (0,9 п.п. в терминах достаточности)», — отмечают они.