Комитет Еврокомиссии по юридическим вопросам нашел правовые основания для использования арестованных активов Банка России, пишет Bloomberg со ссылкой на источники, знакомые с ходом обсуждения такого механизма. В частности, государствам-членам ЕС сообщили, что блок имеет законные полномочия временно использовать одну десятую часть заблокированных активов российского ЦБ на сумму не менее 33,8 млрд евро ($36,8 млрд) из $300 млрд. Планируется, что эти средства будут направлены на восстановление Украины.

По словам собеседников агентства, юридическая служба Совета ЕС заявила дипломатам, что такой план юридически осуществим, если активы не будут экспроприированы, а также если будут соблюдены определенные условия. Среди них: ясность, что основная сумма конфискованных резервов и проценты по ним будут возвращены России в какой-то момент, а также понимание, что использоваться будет только ликвидная часть активов.

ЕС уже давно изучает варианты использования замороженных российских активов после начала военных действий на Украине. Однако не все поддерживают идею конфискации, поэтому обсуждения все еще находятся на предварительной стадии. Официальные лица ЕС и некоторые страны блока обеспокоены, что у ЕС не будет достаточных юридических оснований для подобных действий, а также по поводу того, что такой шаг может создать прецендент, который в дальнейшем приведет к большим проблемам.

В качестве первого шага ЕС рассматривает возможность объединения таких активов на уровне ЕС или на международном уровне. Затем предполагается, что эти средства будут инвестироваться, а полученный доход пойдет на финансирование восстановления Украины.

Исполнительный орган ЕС предупреждает, что принять любое решение по российским активам будет сложно, пока не появится больше ясности в отношении объема активов, которые могут быть использованы, а также пока все активы не будут обнаружены. Так считается, что активы российского центрального банка, замороженные за границей, составляют $300 млрд. По оценкам официальных лиц ЕС, около 33,8 млрд евро из них находятся на депозитах в ЕС, хотя это все еще не окончательная цифра.

К тому же управление российскими активами сопряжено с некоторыми рисками. В частности, если во время инвестирования этих средств управляющие получат убыток, то ЕС из своего бюджета или бюджета стран-участниц должны будут его компенсировать, отмечают юристы Евросоюза.