Председатель Европейского совета Шарль Мишель заявил газете Financial Times (FT), что хотел бы изучить возможность активного управления замороженными в иностранных юрисдикциях активами Банка России с тем, чтобы поступающая от них прибыль могла бы быть использована для восстановления Украины. «Это вопрос законности и справедливости. Это должно быть сделано в соответствии с правовыми принципами – это очевидно», — сказал Шарль Мишель.

По его словам, он ожидает, что лидеры Европейского союза (ЕС) «придадут некоторый импульс» этой дискуссии. Несмотря на то, что существуют юридические препятствия для конфискации российских активов, присутствуют и «серьезная политическая заинтересованность в достижении прогресса по этому вопросу и решении данной проблемы».

В конце ноября прошлого года председатель ЕК Урсула фон дер Ляйен заявила о возможности управления замороженными в Европе российскими активами. «Мы заблокировали 300 млрд евро российского ЦБ и заморозили еще 19 млрд евро российских олигархов», — говорила тогда она. По ее словам, в ближайшей перспективе ЕС и его партнеры могут управлять этими средствами и инвестировать их. Вырученные средства должны пойти на помощь Украине, чтобы «компенсировать нанесенный стране ущерб».

Брюссель отмечал, что сами активы, согласно плану, не будут конфискованы, но будут возвращены России после подписания мирного договора, напоминает FT.

Вариант с управлением замороженными российскими активами директор департамента контроля за внешними ограничениями Минфина России Дмитрий Тимофеев на площадке клуба «Валдай» во время дискуссии «От заморозки к конфискации: риски для российских активов на Западе» назвал «нулевым». «В Евросоюзе говорят о том, что давайте резервы ЦБ не будем конфисковывать, а будем использовать доходы от них куда-то там на Украину и все такое. Есть прямые высказывания о том, что конфискация невозможна», — сказал он.

По его словам, в законодательстве западных стран есть опция по конфискации имущества, «но она, как правило, должна сопровождаться компенсацией». «Теперь от этого основополагающего принципа Запад, по сути, должен отступить, потому что есть политическая целесообразность. Это порождает у них (чиновников западных стран. – FM) существенный ступор, потому что это все инкорпорировано в законодательство», — отметил Дмитрий Тимофеев, добавив, что этот принцип был основной для «успешности» Запада, а отказ от него «создает возможные экономические последствия». «Потому что те же США выигрывают от того, что у них размещаются финансовые активы. Если посмотреть на платежный баланс, США ежегодно получает около 4% ВВП притока капитала из мира в счет текущих операций», — объяснил российский чиновник.