Международная конфедерациия обществ потребителей (КонфОП) обратилась в ЦБ с предложением запретить банкам не предоставлять потребителям выбор способа приобретения страхового продукта за счет собственных или кредитных средств, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на КонфОП. 

Согласно исследованию конфедерации, борьба ЦБ с недобросовестными практиками навязывания страховых услуг банками пока не дала должного результата, так как они продолжают продавать страховки потребителям, включая их в тело кредита. Причем такая практика встречается даже у крупных игроков — Сбербанка, РСХБ и Газпромбанка. 

Плата за страховку может составлять до 18% от суммы кредита и достигать сотен тысяч рублей, а ставка при отказе от страховки может вырасти на 5–20%. Проблемы возникают и тогда, когда гражданин досрочно гасит кредит: в этом случае вернуть переплату по страховке из подконтрольной банку страховой компании бывает очень сложно.

По данным ОНФ, в 2022 количество обращений по навязыванию банками страховок жизни выросло по сравнению с годом ранее на 10%, а по страхованию рисков здоровья и от несчастных случаев — почти на 30%. В службе финомбудсмена добавили, что в 2022 году количество обращений, касающихся навязывания страховых услуг при потребительском кредитовании, возросло почти в 4 раза по сравнению с 2021 годом.

Как отмечает управляющий партнер Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин, банки, включая страховку в тело кредита, формально действуют законно. Такая страховка является условием для оформления займа, и клиент подписывается под этим условием в договоре. Но часто банки обыгрывают приобретение страховки в свою пользу, а потребители не знают своих прав.

В Банке России также отметили, что навязывание страховок в целом является недопустимым и у заемщика есть право застраховать свою жизнь и здоровье отдельно от заключения кредитного договора или договора займа. Этот выбор должен быть прозрачным, понятным и осознанным для потребителя, обратили внимание в регуляторе.