Банк России постарался сформулировать черты нового портрета российского розничного инвестора, которые появились в первом полугодии 2022 года после экономических и политических шоков, приостановки торгов на российском рынке акций почти на месяц, а также значительного падения стоимости активов. В исследовании регулятора участвовали 18 крупнейших брокеров (25,2 млн клиентов) и 9 крупнейших доверительных управляющих (840,9 тысяч клиентов). Среди главных отличий «нового» розничного инвестора от россиянина, имеющего брокерский счет в 2021 году, — падение активности торговли, еще большая диверсификация портфеля, а также повышение интереса к услугам профессиональных инвестиционных консультантов.

Итак, в первом полугодии 2022 года:

  • Значительно выросла доля портфелей клиентов среднего класса
    Доля активов клиентов со счетами от 100 тысяч до 6 млн рублей в общем объеме брокерских активов выросла с 23% до 32%. «Это произошло за счет как притока новых клиентов в эти когорты, так и перетекания в них клиентов из более крупных когорт из-за снижения стоимости их портфелей», — поясняют в ЦБ. При этом в брокерском обслуживании все сильнее выражено неравенство в распределении активов: на 1% самых состоятельных клиентов приходится 74% активов, тогда как в доверительном управлении — только 61% активов.
  • Доля женщин среди клиентов брокеров растет
    По сравнению с первым полугодием 2021 года в январе-июне 2022 года женщины стали активнее инвестировать через брокеров. За счет более активного привлечения женщин в возрасте 20–50 лет их доля в общей структуре клиентов увеличилась на 2 процентных пункта. Первая волна активного притока клиентов состояла по большей части из мужчин 20–40 лет, теперь же новыми клиентами все чаще становятся женщины в возрасте от 20 до 50 лет.
  • Индивидуальное стратегии доверительного управления прибыльнее стандартных
    Клиенты в рамках индивидуальных стратегий управления (ИСУ) получили меньший убыток, чем клиенты на ССУ стандартных стратегий управления (ССУ): -3,2% и -8,4% соответственно. Больше всего просели активы у клиентов с портфелями от 6 млн рублей. При этом убытки клиентов на ИСУ (-33%) в этой категории больше, чем у клиентов брокеров (-19%). В ЦБ ситуацию объясняют большей долей в их портфелях иностранных активов, в том числе снизившихся в стоимости еврооблигаций российских эмитентов. Клиенты брокеров в первом полугодии 2022 года из-за неопределенности на фондовом рынке сократили объем вложений в иностранные активы, снизили свою активность и интерес к маржинальной торговле. 
  • Клиенты в доверительном управлении в среднем старше клиентов брокера
    Средний возраст пользователей индивидуальных стратегий управления — 59 лет, стандартных — 47 лет, при этом средний возраст тех, кто обслуживается у брокера, составляет 36 лет у мужчин и 39 — у женщин. Доля последних среди брокеров выросла по сравнению с показателями 2021 года на 2 процентных пункта.
  • Клиенты стали уделять гораздо меньше времени совершению сделок на рынке
    На фоне общей неопределенности, перевода клиентов и приостановки работы биржи сократилось количество дней, в которые клиент совершил хотя бы одну сделку. В среднем по рынку клиент брокера теперь совершает сделки 2,3 дня в месяц. Наиболее резко сократили активность мужчины от 40 до 60 лет (сразу минус 1,8 дня), хотя продолжают оставаться наиболее активными клиентами. При этом более половины клиентов с непустыми счетами не заключили ни одной сделки за полгода (52% мужчин и 55% женщин).
  • Частные клиенты предпочитают диверсифицировать вложения
    Несмотря на все шоки, которые произошли на рынке в начале 2022 года, диверсификация портфелей клиентов выросла с 9,8 до 10,8 инструмента в портфеле. Больше всего выросла диверсификация портфелей у клиентов с активами от 10 тысяч до 6 млн рублей. Теперь у клиентов с активами до 6 млн в среднем 10,6 инструмента (плюс 1,2 инструмента), в то время как диверсификация у клиентов с более крупными портфелями, напротив, даже немного снизилась – до 16,3 инструмента (минус 0,7 инструмента).
  • Интерес клиентов к маржинальной торговле значительно сократился
    По всем группам (как по полу и возрасту, так и по размеру активов) почти вполовину сократилась доля клиентов с позициями «с плечом», однако из-за резкого падения индексов в феврале и последовавшей повышенной волатильности на рынках вдвое возросло количество клиентов, чьи позиции были принудительно закрыты брокером.
  • Растет доля клиентов, пользующихся инвестиционными рекомендациями от лицензированных инвестиционных консультантов
    За год их доля выросла на 6 процентных пунктов, а среди клиентов в возрасте 20–30 лет ими пользуются уже чуть менее половины. Люди старшего возраста также постепенно открывают для себя эту услугу – доля пользователей старше 60 лет увеличилась почти вдвое. Количество пользователей услуги автоследования также растет в абсолютном выражении, однако не так быстро, как количество клиентов. А вот резкое снижение ликвидности и экстремальная волатильность привели к уменьшению даже в абсолютном выражении количества клиентов, использующих алгоритмическую торговлю.
  • Частные клиенты открывают счета удаленно
    Розничные инвесторы в подавляющем большинстве для обоих категорий предпочитают заключать договоры онлайн: такой возможность воспользовались 77% клиентов доверительного управляющего и почти 89% клиентов брокеров. При этом люди старшего возраста более склонны к заключению договора при личном присутствии как в случае с ССУ, так и с ИСУ.