России пора приступать к формированию долгосрочной экономической повестки, считает первый вице-премьер России Андрей Белоусов. «Специфическая ситуация формирует специфическую повестку 2023 года. И ее особенность состоит в том, что нам необходимо решить тактические вопросы и одновременно уже думать и работать над стратегической долгосрочной повесткой», — заявил он в интервью телеканалу «Россия-24».

Как российская экономика прошла 2022 год и что, по мнению правительства, стоит ожидать в 2023 году?

  • О 2022 годе: Правительство опасалось потери управляемости российской экономики в марте и конце апреля-июне. Система могла «пойти вразнос» из-за разрушения логистических цепочек и введения огромного количества санкций, но благодаря круглосуточной работе Минтранса, Минпромторга и ЦБ трудности удалось преодолеть. Ключевые проблемы в те моменты были связаны с торговлей, логистикой и ажиотажным спросом населения на наличные рубли и валюту.
  • О ВВП и экономике: Ситуация в российской экономике в 2023 году будет «гораздо лучше», чем в 2022 году. Прогноз по динамике ВВП — в интервале от «около нуля» до минус 1%. На этот показатель повлияет эффект базы «очень хорошего» первого квартала 2022 года. Однако с точки зрения финансов следующий год будет «достаточно жесткий». Финансовая рамка в виде дефицитного бюджета и объема заимствований – «она существует и существует в достаточно жестком формате. Этот жесткий формат предполагает жесткую приоритезацию расходов и проектов», — отметил Андрей Белоусов.
  • О потребительском спросе: Потребительский спрос прошел пик спада и восстанавливается, но темпами примерно вдвое меньше, чем рассчитывало правительство. Причины такой динамики в медленном росте реальной заработной платы на фоне низкой безработицы и спаде потребительского кредитования.
  • Об инфляции: Инфляция, скорее всего, опустится ниже официального прогноза Минэкономразвития в 5,5%.
  • О ключевой ставке: Из-за снижения инфляции ЦБ, скорее всего, пойдет на дальнейшее смягчение денежно-кредитной политики.
  • О мобилизационной экономике: Мобилизационную экономику в России сейчас нет смысла создавать: у властей есть достаточно рычагов для решения появляющихся задач.
  • О валютных ограничениях и оттоке капитала: Дополнительные ограничения на отток капитала в России не нужны: «Мы считаем, что сейчас ограничения ввели за нас наши западные партнеры». Бизнес из-за западных санкций считает вывод денег из страны очень опасным.
  • О корпоративном кредитовании: России не удалось обеспечить восстановление корпоративного кредитования. Оно растет, но достаточно медленно. Новые выдачи провалились относительно 2021 года почти на 30%. «Это превышает все наши преставления о нашем спаде и это говорит о том, что банки как система пока кредитовать предприятия не начали», — добавил он.
  • О результатах российского бизнеса: Правительство обеспокоено ухудшением финансовых результатов бизнеса практически на 10% в годовом выражении, поскольку такая ситуация, вероятно, спровоцирует торможение инвестиций в экономику страны.