Более трех четвертей компаний, у которых на рынке публично обращаются облигации и акции, не раскрывают о себе полной информации, что может повлечь за собой возникновение новых рисков как для самих эмитентов, так и для инвесторов, рассказала в интервью «Вестнику НАУФОР» директор департамента по работе с эмитентами Московской биржи Наталья Логинова.

«Если брать весь круг компаний, принявших решение ограничивать сведения в той или иной мере, то это значительно больше 50% как на рынке акций, так и на рынке облигаций. Максимум 20–25% компаний продолжают раскрываться полностью», — рассказала топ-менеджер. Причем, по ее словам, количество скрывающих о себе сведений эмитентов увеличивается. «Тренд нарастал с того момента, как компаниям было дано такое право. Еще весной закрытых компаний было треть, летом — половина. Сейчас — уже более трех четвертей», — отметила она.

Риск такой ситуации состоит в том, что инвесторы из-за недостатка информации не могу оценить свои вложения. Существование котировок по ценным бумагам без информации о состоянии эмитента не даёт этой возможности понять, насколько справедливы такие котировки, отметила Наталья Логинова. «От недостатка информации страдают все участники — управляющие компании, пенсионные и страховые фонды, инвесторы-физлица. Да и сами эмитенты. Потому что, закрывая информацию, они перекрывают возможность устанавливать на себя правильные ставки риска, в том числе, на бирже. Тем самым значительно ухудшают условия для ликвидности своих бумаг на организованных торгах», — добавила топ-менеджер.

По ее словам, текущая ситуация грозит потерей доверия к рынку у российского инвестора. «Не буду говорить ни за одного эмитента, стоило ли ему закрывать свою информацию или нет. Каждая компания сама распоряжается своими данными и решает, какие риски для нее наиболее чувствительны. Но со стороны Московской биржи очевидно, что закрытие информации не может длиться долго», — сказала она.

Ранее Банк России заявлял, что регулятор также выступает за раскрытие информации эмитентами с 1 июля 2023 года в максимально возможном размере. Исключением может стать особо чувствительная информация о компаниях, которая  может привести к санкционным рискам. 

Весной финансовые власти разрешили публичным компаниям сократить объем раскрываемой ими информации до минимума. В частности, ЦБ сократил объем отчетности, которую банки обязаны раскрывать публично на сайтах в целях ограничения рисков, связанных с введением санкций в отношении России. Эту информацию может видеть только сам регулятор и контрагенты. Компании-эмитенты этой же весной получили право частично или полностью скрывать данные о выпуске ценных бумаг. Например, структуры СПБ биржи – «Бест Эффортс банк» и «Клиринговый центр МФБ» — перестали публиковать информацию о своих акционерах, а МКБ раньше всех засекретил главу банка в ЕГРЮЛ.