Крупные филантропы являются главным вектором развития системной благотворительности в России. Такой вывод содержится в исследовании, проведенном совместно аналитической компанией Frank RG, Sber Private Banking (подразделение Сбера, которое занимается обслуживанием частных клиентов с активами от 100 млн рублей) и Philin Philgood (группа сервисов для профессиональной благотворительности).

Исследование как ориентир для фондов и филантропов

В ходе исследования были

  • получены данные из 77 некоммерческих организаций, работающих в сфере благотворительности — более 40 НКО были проинтервьюированы, ещё 37 использовались для сравнения; 
  • опрошены 1250 человек разного уровня достатка, включая клиентов private и premium banking с капиталом более 6 млн руб.; 
  • проанализированы данные от 10 банков из топ-20 в России по размеру активов; 
  • проведены 10 глубинных интервью с состоятельными филантропами. 

В benchmark-исследовании приняли участие 36 НКО и 6 банков, предоставив информацию о средствах, которые были собраны фондами.

«Российский рынок благотворительности еще очень молод в сравнении с западными странами, а один из важных элементов зрелого рынка – систематическая оцифровка его объемных показателей, динамики, структуры, подсвечивание проблемных зон, точек роста, лучших практик. Все это ориентир для благотворительных фондов, а для филантропов – ориентир для оценки эффективности вложений».

Юрий Грибанов, генеральный директор Frank RG

По словам старшего проектного лидера Frank RG Анастасии Кудряковой, исследование проводилось с марта по август, то есть заняло фактически пять месяцев.

“Могу с уверенностью сказать, что подобное глубокое изучение рынка благотворительности стало возможно благодаря нашей совместной работе. Коллеги из Philin Philgood, прекрасно зная специфику рынка благотворительности и имея доверительные отношения с НКО, смогли провести опрос участников рынка, возможность пообщаться с крупнейшими филантропами появилась благодаря Sber Private Banking, мы же подготовили аналитические материалы, в том числе по зарубежным рынкам, провели опросы банков и физлиц-благотворителей”.

Анастасия Кудрякова, проектный лидер Frank RG

Юрий Грибанов отметил, что Frank RG своим исследованием делает вклад в развитие профессиональной благотворительности, которая сейчас в России активно развивается. 

При этом исследование показало, что на сегодняшний день мало кто из филантропов имеют стратегию собственной благотворительной деятельности, скорее решают тактические задачи.

«Мы видим, что российская благотворительность на сегодняшний день — это в первую очередь эмоциональный отклик, готовность помочь тем, кому сегодня это нужнее всего. Мы видим свою задачу как банк в том, чтобы выстраивать системную благотворительность. Это и развитие эндаумент фондов, и продвижение регулярных пожертвований, иные решения, которые сделают системные пожертвования удобными и доступными, позволят развивать индустрию благотворительности, наращивая объемы и расширяя сферы влияния”.

Евгения Тюрикова, глава Sber Private Banking

Особенности рынка благотворительности в России

Согласно исследованию в России пожертвования частных лиц составляют лишь 25% в общем объеме пожертвований, при этом 37% из этих средств направляются состоятельными людьми с капиталом от $1 млн. Крупные доноры обеспечивают от 20 до 40% сборов российских НКО. 

Состоятельные граждане с капиталом от $1 млн потратили в 2021 году около 31 млрд рублей на благотворительность, что составляет 0,3% от капитала всех людей с капиталом от $1 млн в России. 

В исследовании выявлены основные цели, на которые благотворители жертвуют средства чаще всего. Частные лица направляют средства на лечение детей (27% средств), помощь социально уязвимым группам населения (20%), на охрану природы и помощь животным (16%), при этом у состоятельных благотворителей те же приоритеты, что и у рядовых граждан.

В исследовании отмечено, что есть несколько проблемных точек развития благотворительности в России. 

Например, отсутствие единого реестра благотворительных НКО, четких критериев сегментации состоятельных доноров и потому системной работы с ними, каналов привлечения благотворительных филантропов (кроме личных связей). 

Кроме того, обсуждая НКО, крупные филантропы чаще всего ссылались на неграмотное финансовое и бизнес-планирование, проблемы с целеполаганием, неделовой подход. Например, один из фондов объявил сбор средств на строительство детского дома, не имея даже общего представление о стоимости проекта.

Три четверти всех благотворительных средств — это корпоративные пожертвования и траты компаний на корпоративную социальную ответственность. Немалая роль в российской благотворительности отводится банкам. Они выступают одновременно как предоставляющий инфраструктуру для перевода средств партнер, как донор, поскольку благотворительная деятельность помогает выстроить отношения с обществом и как посредник — могут вовлекать в благотворительность сотрудников и клиентов. Кроме того, исследование показало, что 5 из 10 банков активно консультируют клиентов сегмента private по вопросам благотворительности.