Банк России в докладе «Управление рисками аутсорсинга на финансовом рынке» выдвинул несколько предложений по регулированию аутсорсинга на финансовом рынке. Сейчас он осуществляется на основании общих гражданско-правовых норм, определяющих правоотношения сторон по заключаемому с поставщиком услуг договору.

Аутсорсинг на российском финансовом рынке

По данным ЦБ, около половины участников финансового рынка применяют аутсорсинг в отношении какой-либо функции. Наиболее часто для аутсорсинга привлекаются: сторонние российские организации; банки, которые помимо основной деятельности на финансовом рынке оказывают услуги другим участникам финансового рынка (преимущественно услуги обслуживания банковских карт, инкассации денежной наличности и ценностей); организации-нерезиденты, входящие в одну банковскую, финансово-промышленную группу с российской финансовой организацией.

При этом опрос регулятора показал, что основным направлением аутсорсинга является привлечение поставщиков информационных технологий и облачных сервисов для резервного копирования, обработки и хранения данных; разработки и сопровождения программного обеспечения; технического обслуживания программно-аппаратных средств; сопровождения сетевой инфраструктуры.

Что такое аутсорсинг?

ЦБ предлагает считать аутсорсингом «договоренность (соглашение) в любой форме между участником финансового рынка и поставщиком услуг, в соответствии с которой поставщик услуг выполняет отдельные функции, операции, бизнес-процессы (или их часть), которые в иных случаях такой участник выполнял бы самостоятельно».

Банк России считает нужным не регулировать в рамках аутсорсинга услуги по привлечению клиентов и продаже финансовых услуг; аутстаффинг; юридическое и налоговое консультирование; информационные услуги, предоставляемые участникам финансового рынка для ведения деятельности или осуществления инвестиций; а также функции, которые, как правило, участник финансового рынка не выполняет собственными силами (например, клининговые услуги, обслуживание зданий и помещений, техническое обслуживание автомобилей, коммунальные услуги и другие).

Регулирование аутсорсинга

Банк России предлагает поэтапно вводить новое регулирование аутсорсинга на финансовом рынке. При этом ЦБ считает, что участники финансового рынка должны нести ответственность в отношении переданных на аутсорсинг функций. К тому же они должны будут уведомлять регулятора о привлечении поставщиков подобного рода услуг.

На первом этапе ЦБ предлагает установить требования к порядку взаимодействия поднадзорных Банку России организаций с поставщиками, оказывающими услуги в сфере информационных технологий и облачных сервисов, включая требования к предоставляемым такими поставщиками информационным системам. Сейчас ЦБ с другими ведомствами готовит законопроект по этому поводу, где планирует прописать правовые отношения между заказчиком и исполнителем.

В частности, ЦБ хочет установить для компаний на аутсорсинге требования по обеспечению конфиденциальности информации, относящейся к банковской тайне, а также соблюдению установленных законодательством режимов защиты, обработки информации. Дополнительно предлагается установить ответственность поставщиков услуг за нарушения требований к режимам защиты, обработки, порядка использования, а также за разглашение конфиденциальной информации, которую они получают от участников финансового рынка.

В перспективе предполагается проработка вопроса о расширении периметра регулирования на другие функции кредитных и некредитных финансовых организаций, кредитные рейтинговые агентства и бюро кредитных историй.

Какие функции не могут быть переданы на аутсорсинг?

Также регулятор планирует определить перечень критических функций, которые не могут быть переданы на аутсорсинг. Такие функции будут определяться на основе выведенных регулятором критериев, основными из которых являются:

  • сбой, который может повлиять на выполнение обязательств перед клиентами;
  • причинение вреда потребителям услуг;
  • передача конфиденциальной информации участника финансового рынка;
  • трансграничный характер услуги, наличие ограничения по простою в оказании услуг и деградация технологических процессов.

К критическим функциям могут быть отнесены, например, функции, связанные с осуществлением кредитной оценки (скоринга) клиентов, урегулированием убытков страховщиками, управлением активами клиентов, клирингом, управлением рисками, внутренним контролем и внутренним аудитом, обеспечением информационной безопасности, хранением документов. Такие функции организация будет устанавливать для себя сама и прописывать в своих внутренних документах. Регулятор же будет на основании мотивированного суждения принимать решение об отнесении функции к критической и направлении требования о соблюдении участником финансового рынка установленных условий привлечения поставщиков услуг, включая
требование о замене поставщика услуг.

По мнению ЦБ, введение мер по регулированию аутсорсинга может привести к расширению использования аутсорсинга на финансовом рынке, а также поспособствует улучшению качества финансовых услуг, непрерывности деятельности участников финансового рынка и его стабильности.