В 2022 году объем средств частных лиц, направленных на благотворительные цели, может упасть на 30-40%, говорится в исследовании Frank RG (проводилось в 2022 году совместно со Sber Private banking и Philin Philgood, группой сервисов для профессиональной благотворительности). Аналитики опросили частных филантропов, поговорили с банками, владельцами крупных капиталов и более чем 40 фондами, а также провели benchmark-исследование.

Руководители некоторых благотворительных фондов (НКО) указали на сокращение финансирования в 2022 году со стороны компаний (часть из них покинула российский рынок — FM), а кроме того, они стали меньше рассчитывать на поддержку от частных лиц.

Как устроена благотворительность в России

По итогам 2021 года в России на благотворительность с учетом корпоративных программ компаний было направлено 380 млрд рублей. Большая часть (245 млрд рублей) благотворительных средств — это корпоративные пожертвования и траты компаний на корпоративную социальную ответственность (КСО: включает в себя спонсорство, гранты и пожертвования, pro bono волонтерство, безвозмездное оказание услуг — FM), вторыми по важности являются средства частных лиц (74-94 млрд рублей).

Оценивать затраты населения на благотворительность сложно из-за большого объема адресной помощи. «Белым пятном» в данном случае является тот объем средств, который население направляет в качестве прямой адресной помощи», — пишут аналитики Frank RG. По их оценкам, россияне направляют на личные карты благополучателей 16-36 млрд рублей.

Стабильно популярными направлениями пожертвований для частных лиц являются те, что связаны с уязвимостью детства (лечение детей, помощь инвалидам и сиротам), медициной, помощью
другим социально уязвимым группам населения и животным.

В 2022 году фонды стали меньше рассчитывать на поддержку от частных лиц. Прогнозный объем средств от них, который получат благотворительные фонды в 2022 году, сократился со 113-133 до 66-78 млрд рублей, указано в исследовании. Среди причин:

  • снижение размера трат на благотворительные цели у частных лиц из-за сберегательной модели поведения;
  • проблемы, связанные с платежами и переводами из-за ухода платежных систем, а также прекращения работы ряда платформ для сбора средств;
  • снижение числа волонтеров;
  • уход компаний, оказывающих помощь НКО, с российского рынка.

Аналитики отмечают, что несмотря на удручающий прогноз, НКО стремятся не менять объемы помощи для своих подопечных, однако сокращают или откладывают финансирование системных проектов. При этом, указывают они, достаточно сложно оценить, насколько в будущем пострадают объемы поддержки, которую сейчас оказывают компании.