Микрофинансовые организации (МФО) в этом году начали значительно активнее привлекать для своего фондирования средства физических лиц и индивидуальных предпринимателей (ИП), пишет «Коммерсант» со ссылкой на данные компаний. Так, микрофинансовая компания (МФК) «Лайм-Займ» по итогам трех кварталом привлекла из этого источника в 2,3 раза больше, чем на начало года (126,7 млн рублей), сообщили изданию в МФК. Согласно отчетности МФО, почти двукратный рост привлечения от частных инвесторов с начала года произошел в компаниях «Быстроденьги» и «Юпитер 6», в 1,4 раза увеличила объем МФК «Вэббанкир».

В «Лайм-Займе» объясняют увеличение привлечения фондирования у частных лиц тем, что, во-первых, в этом год был ограничен доступ к зарубежному фондированию, а во-вторых, банковское кредитование продолжает оставаться «весьма ограниченным каналом» привлечения финансирования для сектора.

Кроме того, есть рынок публичного долга. Однако привлекать средства на нем стало дороже, отмечает финдиректор финансовой онлайн-платформы Webbankir Илья Соловий. В июне 2022 года компания разместила облигации на 100 млн рублей с купонной ставкой 16,57% годовых. Согласно данным ресурса Bonds Lab, на которые ссылается «Коммерсант», некоторые выпуски МФО размещаются уже два-три месяца, но объем привлечения не превысил 50%, хотя ставки выросли до 19–20%.

Кроме того, это дорогой инструмент и с точки зрения организации процесса, считает гендиректор МФК «МигКредит» Артем Быков. По его словам, размещать облигации на 10–50 млн рублей невыгодно, а при выпуске на 300–500 млн рублей, что является стандартным объемом для рынка, уже «невозможно быстро утилизировать полученные средства».

В этом году ставки по займам МФО от физлиц колебались от 11% до 25% годовых, подсчитали в инвесткомпании (ИК) «Иволга-Капитал». Они ориентированы на людей, «которые заинтересованы в получении доходности, более высокой относительно банковских депозитов», отмечает руководитель направления по работе с инвесторами финтех-группы IDF Eurasia Антон Храпыкин.