Банк России пока не видит интереса и ресурсов у страховых компаний для создания в России второй перестраховочной компании, заявил зампред ЦБ Филипп Габуния журналистам в кулуарах форума «Финополис». Регулятор ранее заявлял, что готов поддержать рынок, если участники заходят создать отдельного коммерческого перестраховщика. 

«Этот вариант (создания отдельного перестраховщика — FM) обсуждался с рынком. Сейчас пришли к выводу, что пока на это ресурса у рынка нет. На это нет и запроса», — заявил Филипп Габуния. «Это подтверждает тезис о том, что проблем в работе с РНПК у рынка нет. Если бы были проблемы, создали бы другой аналог, чтобы идти туда, где было бы лучше», — добавил он. 

Российские страховщики из-за санкций потеряли доступ к перестраховочным рынкам «недружественных» стран. К тому же, из-за отозванных международных рейтингов страховщики испытывают сложности с перестраховочными емкостями «дружественных» юрисдикций.

Как ранее отмечал ЦБ, все это увеличивает роль «Российской национальной перестраховочной компании» (РНПК) на рынке перестрахования и превращает его в полного монополиста. Такая проблема значима, в частности, для международных перевозок в отношении страхования ответственности авиа- и морских перевозчиков в связи с запретом со стороны ЕС и Великобритании на страхование российских воздушных судов и танкеров с российской нефтью.

В связи с этим ЦБ в рамках развития конкуренции на рынке перестрахваония предлагал рынку подумать о создании отдельного перестраховщика. Еще одним из вариантом выхода из кризиса перестрахования ЦБ называл секьюритизацию перестрахования — выпуск страховщиками катастрофических облигаций, выплаты по которым зависят от реализованных убытков по страховому портфелю.

После начала спецоперации и введения санкций на российских бизнес многие иностранные страховщики и брокеры, в том числе Munich Re, Marsh, Aon, Zurich, Swiss Re, Allianz, Willis Towers Watson, приняли решение свернуть бизнес или вовсе уйти с российского рынка, что, по сути, сделало перестрахование российских рисков за рубежом невозможным, так как по состоянию на конец 2021 года 75% рисков, подлежащих перестрахованию, было размещено на международном рынке.

Однако сейчас ЦБ не видит больших проблем с перестрахованием в России. «Мы не чувствуем какой-то проблемы сейчас (с перестрахованием – FM). Нам кажется, что сейчас РНПК выполнил свою миссию и в пожарном режиме, и сейчас в плановом продолжает предоставлять покрытие везде, где это возможно. Другой вопрос, что если когда-то какой-то страховщик хотел получить большее покрытие того, что раньше не перестраховывалось и т.д., то здесь ведутся дискуссии. Но говорить о том, что существует какая-то проблема с перестрахованием нельзя. Мы этого не видим от слова «совсем», — отметил журналистам Филипп Габуния.

«Российская национальная перестраховочная компания» была создана ЦБ в 2016 году для формирования перестраховочной защиты по санкционным рискам, а также для поддержания устойчивости внутреннего рынка перестрахования. Весной 2022 года вступил в силу закон, согласно которому российские страховщики должны передавать в перестрахование РНПК половину рисков (ранее было всего лишь 10%). Сейчас компания по сути принимает на перестрахование все риски российских компаний и ведомств.