Средняя стоимость привлечения займа на рынке минкрофинансирования (МФО) за третий квартал выросла на 19%, составив 3,7 тысяч рублей, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на данные сервиса альтернативного кредитования Moneyman. В компании отмечают, что в 2022 году на рынке сложилась «уникальная ситуация»: уровень одобрений снизился, при этом упал спрос (среднем на 15%). «Все это приводит к росту конкуренции, что, в свою очередь, влечет увеличение стоимости привлечения», — пояснили аналитики Moneyman. 

При этом далеко не все игроки на этом рынке готовы включаться в гонку за привлечение. Около 45% игроков МФО предпочитает вкладывать в привлечение одного клиента не более 1–3 тысяч рублей, еще 40% направляют на эти задачи 3–5 тысяч рублей. Более 5 тысяч рублей на привлечение готовы тратить только топ-5 крупнейших компаний. 

Участники рынка также наблюдают такой тренд: до конца года существенных изменений спроса на микрозаймы не будет, а значит, не стоит ждать и снижения стоимости привлечения заемщиков, отмечают в МФК «Займер». На стоимость привлечения также «давит» ограниченное количество доступных инструментов продвижения из-за ухода из России ряда западных компаний (интернет-сервисы, социальные сети и так далее). В результате по итогам января—сентября абсолютные затраты на маркетинг выросли практически у всех публичных МФО, в большинстве случаев на 10–20%, подсчитали в ИК «Иволга Капитал» Марк Савиченко.

Глобальная тенденция на изменение средней стоимости привлечения проявится не ранее конца первого квартала 2023 года, считают в МФК «МигКредит». Помимо общеэкономической ситуации, приводящей к сберегательной модели поведения заемщиков, это объясняется и регуляторными изменениями — возможное снижение дневной ставки до 0,8%, что снизит маржинальность микрофинансового рынка.